"Я ДОБРОВОЛЬНО стал предателем Родины". Эти слова так и не прозвучали в зале Ростовского гарнизонного военного суда, где на открытом судебном заседании рассматривалось дело по обвинению бывшего рядового Российской армии Александра Ардышева, в июле 1995 года дезертировавшего из своей части и добровольно вступившего в отряд чеченских боевиков. Там он принял ислам и назвался Дудаевым Сераджи Хамзатовичем.
Тогда Ардышев не думал о том, что предательство на Руси всегда считалось одним из самых тяжких преступлений и, как бы ни сложилась дальнейшая ситуация в Чечне, в конечном итоге ему придется отвечать по российским законам.
А начиналось все в январе 1995 года, когда Ардышев в составе своей части был направлен для дальнейшего прохождения службы в Чечню. До увольнения оставались считаные дни, и он решил резко изменить свою жизнь. Рядовому Ардышеву хотелось уважения и поклонения, а здесь сослуживцы относились к нему презрительно. Да и не могло быть иначе, потому что для него, Ардышева, в этом горном чеченском селении Ведено, где свистели пули и в любую минуту могла оборваться чья-то жизнь, не существовало понятия "солдатское братство". Он воровал у своих сослуживцев вещи, деньги и даже документы┘ И когда рядом с ним не оказалось человека, с которым можно было просто поговорить по душам, Ардышев покинул часть и отправился к "ним". В июле 1995 года в районе Ведено попал в отряд полевого командира Мавлади Хусаина, затем воевал под началом Исы Мадаева, позже - в отряде Хамзата Мусаева. Александр Ардышев принял ислам и изменил свое имя на Сераджи Дудаева. Ему выдали оружие, обмундирование, и он стал полноправным членом банды.
Почти три года он провел в "стане" боевиков. За это время Ардышев преуспел во многом: был личным охранником Мавлади под кличкой Ангел, участвовал в боевых действиях, нес караульную службу, охранял и конвоировал на хозяйственные работы незаконно удерживаемых российских военнослужащих. Особое удовольствие доставляло ему издевательство над вчерашними сослуживцами. Уже в первые дни своей "службы" в стане боевиков он избил пленного солдата Горшкова только за то, что тот не принес ему коноплю от местных жителей.
Из показаний другого потерпевшего - лейтенанта Емельянова следует, что в октябре 1995 года в командном штабе Мавлади Хусаина, который располагался в Первомайской, Ардышев, демонстративно дослав патрон в патронник, прицелился в него из снайперской винтовки и пригрозил застрелить, если тот не будет мыть полы.
Весной 1996 года Ардышев в отряде Хусаина, который дислоцировался тогда в селе Агишбатой, конвоировал пленных солдат на строительство укреплений. Для своих издевательств он выбрал рядового Батагова, заставил солдата выучить наизусть молитвы из Корана и произносить их вслух, а когда тот допускал ошибки, Ардышев жестоко избивал его и угрожал убийством. Он сломал парню нос, нанес несколько черепно-мозговых травм. Его ухищрениям в плане издевательств над человеком не было предела. Он даже предложил своим новым братьям посмотреть, как "горят русские танкисты", после чего приказал Батагову лечь на землю, задрав ему куртку на спине, высыпал из двух патронов порох и поднес огонь┘
О жестокости Сераджи Дудаева могли бы рассказать многие военнослужащие, волей судьбы оказавшиеся в чеченском плену. Среди них был и Роман Масленников, который попал в руки Ардышева в 1997 году. Он ремонтировал машины боевиков. Ардышев постоянно требовал от Романа срочности ремонта, и, когда однажды Масленников заметил, что желательно бы иметь для этого необходимый инструмент, то был жестоко избит.
Издевательства Ангела на себе испытали десятки военных, насильственно удерживаемых в плену. Более ста военнослужащих из 28 регионов страны, дававшие показания по делу Ардышева, свидетельствовали о его жестокости.
Уверенный в своей безнаказанности, Ардышев угрожал даже своему бывшему командиру части полковнику Кухарчуку. Это было в октябре 1995 года в селе Ца-Ведено. Вооруженный гранатометом Ангел прибыл со своим командиром Мавлади для урегулирования конфликта между местными жителями и федеральными войсками, возникшего из-за наезда БМП на легковую машину, в результате чего погибли несколько чеченцев. Увидев среди военных полковника, Ардышев подошел к нему и пригрозил расправой.
Бывший рядовой Российской армии Ардышев в течение трех лет рьяно служил чеченским боевикам. Он был знаком со многими полевыми командирами, хвастал панибратством даже с самим Басаевым, принимал участие в штурме Грозного в августе 1996 года. Но все эти и другие "заслуги" Ардышева не были должным образом оценены "братьями по вере".
Когда одному из боевиков понадобилась кандидатура для того, чтобы обменять своего родственника, выбор пал именно на Ардышева. Сам же бывший рядовой не хотел возвращаться на родину, боясь привлечения к уголовной ответственности. Он собирался остаться в Чечне навсегда. Получал зарплату от боевиков, имел личный дом┘ И не думал он, что новые "братья" со временем выдадут его российскому военному командованию в обмен на Садуллаева, осужденного Лефортовским судом Москвы к шести годам тюремного заключения.
В конце мая 1998 года в бессознательном состоянии Ардышев, одетый в новое камуфляжное обмундирование производства США, был доставлен в Моздок. На суде он пояснил, что путем обмана чеченцы заставили его выпить напиток со снотворным, и он уснул. А когда пришел в себя, ему сказали, что он находится на территории, контролируемой российскими войсками.
Ростовский гарнизонный военный суд приговорил Ардышева к девяти годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Ростов-на-Дону
Автор выражает благодарность Управлению ФСБ России по Северо-Кавказскому военному округу за предоставленные материалы.