В ОБЩЕМ ряду острых проблем, стоящих сегодня перед отечественной авиапромышленностью, отказ германского Министерства обороны от участия в проекте строительства российского военно-грузового самолета Ан-70 занимает далеко не самое заметное место. И все же это решение высшего руководства Люфтваффе добавило черной краски в унылый пейзаж нашего авиастроительного бизнеса. Для многих оно стало свидетельством провала одного из самых амбициозных проектов группы "Сибирский алюминий" - вывода принадлежащего ей самарского завода "Авиакор" в лидеры отрасли.
Однако руководство "Сибала" не разделяет "похоронных" настроений, возникших вокруг "Авиакора", - авиастроение для него было и остается перспективным полем для инвестиций. И хотя ситуацию в отрасли назвать благоприятной сегодня не решился бы никто, Олег Дерипаска продолжает заявлять о своей решимости войти на этот высокотехнологичный рынок с новыми самолетами. В частности, совместные с Украиной проекты Ан-70 (его называют самолетом, опередившим время) и Ан-140, по словам президента группы "Сибирский алюминий", будут воплощены в жизнь при любом варианте развития событий. Конечно, немцы своим отказом от финансирования строительства Ан-70 нанесли этому проекту сильнейший удар, однако ни Министерство обороны РФ, ни украинцы от своих обязательств не отказывались, а это значит, что военно-транспортный "самолет будущего" невостребованным не останется.
Хотя программа производства Ан-70, принятая в 1998 г., предусматривает производство до 2018 г. в кооперации с Украиной 169 машин, в настоящее время из 74 млн. руб., выделенных Минобороны, реально получено только 35 млн., а на самом деле - ничего, поскольку долг заводу составляет на сегодня 82 млн. руб. И все-таки, несмотря на общий застой в отрасли и непростое финансовое положение завода, повод хоть и для сдержанного, но оптимизма есть. Удалось продать чешской авиакомпании один Ту-154-М, запущен лазерный пресс. Более того, АНТК "Туполев" ведет с "Авиакором" переговоры о производстве на его мощностях нового суперлайнера Ту-334, а "Боинг" разместил на этом предприятии крупнейший заказ на производство оснастки для всех типов своих самолетов.
И все же одной уверенности алюминиевого короля в перспективности авиаотрасли, а также готовности таких структур, как "Сибал", влить в производство современных гражданских и военных самолетов большие средства явно мало для того, чтобы изменить настроения в отрасли на оптимистические. Авиастроение сегодня нуждается в государственной поддержке. Если ее не будет, эта отрасль, несмотря на все заверения олигархов, сорвется "в пике". Причем, по оценке экспертов, произойти это может довольно скоро - через год-два.
Самара