Василий Стародубцев.
- ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, судя по характеру поправок, предложенных руководителями российских регионов в Конституцию, президентская реформа государственной власти представляется им несвоевременной, а главное, незаконной. Чем можно объяснить подобную позицию глав субъектов Федерации?
- Руководители российских регионов несут на своих плечах всю тяжесть происходящего, весь груз так называемых реформ. Последствия этих реформ чудовищны. По сути, разрушена экономика, почти разрушена вся система жизнеобеспечения. Разумеется, все трудности, все проблемы прежде всего отдаются в сердце каждого руководителя субъекта Федерации независимо от того, к какой партии он принадлежит. Это естественно, потому что эти люди живут и работают на земле, в самой гуще социально-экономических проблем. Их боль - боль, охватившая самые широкие слои населения. Напомню и о другом. Начиная с 1994 года Совет Федерации является силой, которая сохраняла государство от окончательного развала. Именно Совет Федерации охлаждал горячие головы, амортизировал многие удары. Помните, как решительно боролся первый Совет Федерации против тех, кто развязал войну в Чечне, против Ельцина и всего его окружения? Ведь мы подготовили проект постановления. Там шла речь об отстранении от власти и предании суду Ельцина, а также других лиц, причастных к развязыванию чеченской войны. Это было еще в 1995 году. Были и сражения с теми, кто вел к окончательному развалу нашего государства. Вспомним эпизод, когда помощника районного прокурора хотели сделать генеральным прокурором России. Два раза мы давали отвод. И это несмотря на то, что нас запугивали и подкупали. Сама жизнь доказала, что члены Совета Федерации - люди в основном серьезные, избранные большинством народа своих областей, краев, республик. Эти люди облечены большими полномочиями и высочайшей ответственностью. Самым серьезным образом они всегда относились к вопросам судьбы государства. Наш Совет Федерации никогда не был карманной палатой. Люди, его составлявшие, имели мужество противостоять костоломному ельцинскому режиму, они не дрогнули даже в момент чудовищного расстрела Белого дома. Если сегодня кто-то упрекает нас в том, что мы боимся потерять свой статус, боимся потерять неприкосновенность, - это неправда. Куда важнее для нас судьба государства, судьба отечества. Организаторы развала и гибели России не унимаются. Они пытаются лишить нас ядерного щита, стараются добить нашу экономику. Руководители российских регионов по большому счету - единственная организованная, противостоящая этому сила.
- Законодательные инициативы президента Путина создали на сегодняшний день определенное напряжение между верхней и нижней палатами парламента. Именно поэтому едва ли не приоритетное значение обретает идея создания Госсовета, куда должны войти особо выдающиеся сенаторы. Каким видится вам статус и функции подобной структуры?
- Пока очень трудно понять, что это такое. Идея создания Госсовета аморфна, его статус не прописан.
- Некоторые правоведы, анализируя нынешнюю ситуацию в России, уже сделали вывод, что реформа действующей Конституции неминуема. Вы разделяете это мнение?
- С реформы Конституции и надо было начинать. Иначе все принятые сверху решения просто незаконны.
- Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации, и теперь судьба всех трех президентских законопроектов уже решена?
- Я так не думаю. Есть еще возможность обратиться в Конституционный суд, и, наконец, я надеюсь на мудрость президента. Необходимо все же найти разумный компромисс в таком важном вопросе, как реформа власти.
- От судеб президентских проектов вернемся к делам насущным. Какие виды на урожай в Тульской области? С какими проблемами столкнулись тульские хлеборобы в этом году?
- Виды на урожай приличные. Думаем собрать до миллиона тонн зерна. Для Тульской области это очень хороший результат. Этого зерна вполне достаточно, чтобы решить все продовольственные проблемы региона. Что же касается проблем тульских хлеборобов, они типичны для всей России. Цены на горюче-смазочные материалы вздуты до безобразия. Диспаритет дикий. При советской власти мы получали за одну тонну зерна три тонны дизельного топлива, а теперь все наоборот. Диспаритет в 10 раз. Подумать только: три тонны зерна отдавать за одну тонну солярки. Не вырастишь на эту тонну три тонны зерна. Цены на топливо неестественно вздуты. Нефтяные короли постарались. Фактически это бандитизм откровенный.
- А как решаются проблемы тульского военно-промышленного комплекса?
- Пятьсот лет туляки ковали оружие. Накоплен ценнейший опыт, разработаны уникальные технологии. Оборонка стала визитной карточкой туляков. И вдруг нашлись умники, которые тульский ВПК стали целенаправленно гробить и разворовывать.
Еще совсем недавно большинство тульских некогда знаменитых оборонных предприятий фактически "лежали на боку". Теперь в этой ситуации наметились некоторые подвижки.
Я лично этого вопроса из поля зрения не упускаю. Поднимал его на последней встрече с президентом.
- Велика роль Тульской области и в культурной жизни России. Что сделано в последнее время для развития духовного потенциала, сосредоточенного на тульской земле?
- Действительно, культурный и духовный потенциал Тульской области уникален. Многое делается, чтобы этот потенциал сохранить и умножить. Сейчас мы готовимся широко отметить 620-летие Куликовской битвы. Ожидается, что в торжественных мероприятиях, посвященных этой дате, примут участие президент России Владимир Владимирович Путин и Патриарх всея Руси Алексий II. Куликово поле - это символ возрождения российской государственности, наша национальная святыня. Сегодня музейный комплекс нуждается в реставрации, поэтому мы решили привлечь внимание общественности к этой проблеме. В поселке Епифань, расположенном неподалеку от Куликова поля, есть уникальный Никольский собор XIX века. Мы хотим его восстановить и привлекаем для этого средства спонсоров. Реставрационные работы уже начались.
- Восстановление православных храмов - уже традиционное направление вашей деятельности. Известно, что первый храм в селе Спасском вы начали восстанавливать еще почти четверть века назад.
- Было дело. По этому поводу тогда было много насмешек, кривотолков и даже неприятностей. Тогда вовсю шла борьба с религией, а я, председатель колхоза, затеял восстановление храма. КГБ возбудил против меня уголовное дело под шапкой "Использование колхозных средств на цели, не связанные с сельскохозяйственным производством". Меня едва тогда не посадили. Теперь все это в прошлом. С 1991 года храм в Спасском действует.
Не так давно пришлось заниматься и проблемой источника у села Колюпаново, что в Алексинском районе Тульской области. Источник целебный, чудодейственный, давно стал местом паломничества. Какие-то жулики попытались его приватизировать, чтобы себе карманы набить. Пришлось вмешаться. Обо всем этом доложили Патриарху. В прошлом году он был здесь на юбилее епархии. Три дня гостил. Наградил меня орденом Русской Православной Церкви Святого Благоверного князя Даниила Московского II степени за помощь в возрождении православия в Тульской области.
Недоброжелатели ехидничают: как же ты, коммунист, подобные награды принимаешь? Отвечаю с достоинством: "Да, я коммунист, но никогда против религии моих отцов не был, против Православной Церкви не шел, за разгром церквей не выступал. Наоборот, оголтелых атеистов сдерживал, всем старался внушить, что с верующими надо иметь деловые контакты. Когда в Спасском работал, верующим транспортом помогал. Тогда ближайший храм от села в тридцати километрах находился. Я машину или автобус бесплатно давал, только просил: "Не подъезжайте к храму близко, хотя бы метров за восемьсот оставьте транспорт за углом". Это потому, что у церкви мальчики из КГБ дежурили, номера всех прибывающих машин фиксировали...
- Вернемся к началу нашего разговора. Какой, по-вашему, Василий Александрович, должна быть универсальная модель отношений Центра и регионов?
- Принцип здесь простой. Есть вертикаль власти - есть государство. Нет вертикали - нет государства. Вместо государства тогда лоскутное одеяло будет, набор удельных княжеств. Я за жесткую вертикаль власти. Это для нас традиционный подход, такая модель российского государственного устройства веками складывалась. Изъять это из генетического кода нации - значит разрушить, уничтожить нацию.
- Каким же из российской глубинки видится ближайшее будущее затеянных в Москве реформ?
- Тут гадать нечего. Десять лет так называемых реформ добра России не принесли. Реформирование не должно приводить к гибели или уничтожению экономики. Любые оправдания, что все это надо было в интересах дела, - абсолютное вранье. Вся демократия свелась к беспрецедентному разворовыванию нажитого десятилетиями народного достояния. Специалисты подсчитали: триллион долларов уже вывезен из России. Эти деньги работают на западную экономику, разрушая тем самым экономику отечественную. Демократия свелась к примитивному зонтику, под которым все эти годы шли разворовывание государства и ограбление народа.
Я, как государственник, как патриот, за укрепление власти, за укрепление властных структур, властной вертикали. Поэтому я поддерживаю президента Путина. Он - человек решительный, я в нем вижу патриота и государственника. Все это внушает надежду, что наши ценности будут возвращены, что Отечество обретет подобающий ему статус. Владимир Владимирович Путин сказал, что Россия должна быть сильной. В этом я с президентом солидарен целиком и полностью.
Тула