В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ идут затяжные бои между вице-губернатором Александром Мирошиным и правоохранительными органами. Начальник областной налоговой полиции генерал Яцков пообещал на пресс-конференции завести на Мирошина уголовное дело. И даже поставил перед губернатором вопрос ребром - либо я, либо Мирошин. Пикантность ситуации в том, что по роду своей должности - как председатель Совета безопасности области - Мирошин сам должен отвечать за деятельность местных силовых структур.
Но конфликт Мирошина с местными силовиками носит давний и затяжной характер. "Органы" желают проверить, имеющуюся у них информацию, а служебное положение вице-губернатора этому способствует мало. Следственные органы не желают смириться с тем, что председатель областного Совбеза отмахивается от "неприятных вопросов".
Своеобразным "ящиком Пандоры" стало "дело МИКОМ-ОДО". Ни для кого не секрет, что задолго до своего прихода во власть Мирошин активно занимался бизнесом. Он был учредителем и фактически руководил целым рядом коммерческих структур. Наиболее известными в Саратове являются фирмы ТОО "МИКОМ", ООО "МИКОМ", "МИКОМ ЛДТ" и "МИКОМ-ОДО".
Именно по деятельности одной из этих фирм возникли вопросы у налоговиков. "МИКОМ-ОДО" провела удачную операцию по реализации видео- и аудиотехники - на миллион долларов США. 22 декабря 1996 года госналогинспекция по Заводскому району Саратова зафиксировала актом за #═199 факт транспортировки бытовой техники из Москвы от ООО "ХОЛД" в адрес "МИКОМ-ОДО" по накладным #═0021 и #═0021/сво2 от 19 декабря 1996 г. Но в дальнейшем следы выручки попросту потерялись. Невозможно было отыскать следов ни участвовавших в операции фирм, ни документов. Выяснилось только, что московские фирмы были зарегистрированы по утерянным паспортам...
Правоохранительные органы располагали информацией о встречах Александра Мирошина с гражданином Александром Викторовичем Земцовым. Оперативные работники райотделов внутренних дел соотносят Александра Викторовича с неким Земцом - лидером преступного сообщества. Сам Мирошин в свое время отнюдь не отрицал контактов с Земцовым. Более того, характеризовал его положительно и связь с ним порочащей не считал. Это неудивительно с точки зрения психологии: перед конфликтами с правоохранительными органами Александр Мирошин никогда особых страхов не испытывал. Первый привод случился еще в студенческие годы. В РУБОПе считают, что немалое содействие в решении ряда "технических вопросов" могли оказать "квалифицированные специалисты" из команды Земца...
Можно лишь предполагать, чем Мирошин когда-то очаровал обычно требовательного к кадрам саратовского губернатора. Но Аяцков принял его на работу и приблизил к себе. Появление же Александра Константиновича в качестве секретаря Совбеза и куратора правоохранительных органов породило стремительно развивающийся конфликт между силовиками области и областным правительством. Первой жертвой разгоревшейся борьбы пал начальник областного УВД генерал Булгаков, который попытался навести порядок на алкогольном рынке. Знающие люди утверждают, что Булгакова "ушел" именно Мирошин - генерал слишком хорошо знал историю Александра Константиновича и обладал богатой фактурой.
Тем временем Мирошин начал задумываться о карьере публичного политика, и, по-видимому, неспроста. Неплохо чувствуя политическую конъюнктуру, он с энтузиазмом включился в формирование регионального отделения движения "Единство". Разумеется, наибольшую энергию в этом направлении Мирошин развил уже после неожиданного, но впечатляющего успеха этого движения на выборах в Госдуму. Александр Константинович лично председательствовал на учредительном собрании областного отделения "Единства". С учетом того, что сам губернатор Аяцова был третьим в списке НДР, этот шаг выглядел если и не прямым демаршем, то проявлением недостатка политического такта. Это не могло не сказаться на отношении губернатора к своему "вице". Не случайно брат губернатора, известная и значительная фигура в областной экономике и политике, отказался присутствовать на упомянутом собрании под председательством Мирошина.
Скандал вокруг увязки фигуры главы саратовского Совбеза с криминальными авторитетами вышел за пределы области. Поэтому неожиданно возросшую политическую активность вице-губернатора можно рассматривать как стремление подготовить какой-никакой "запасной аэродром" в структурах проправительственного "Единства". Но полностью "приватизировать" региональное отделение новой партии власти Мирошину не удалось.
Инициатива была перехвачена лояльными к саратовскому губернатору персонажами. Городскую организацию "Единства" возглавил опытный функционер Константин Ионов, в свое время довольно успешно руководивший отделением НДР. Похоже, саратовским истеблишментом движет прежде всего инстинкт самосохранения, нежелание, чтобы их увязывали с фигурой, способной превратиться в одиозную.
По мнению местных политологов, само создание городского отделения "Единства" и согласование его лидера Ионова было проведено с личного одобрения саратовского губернатора. Это вполне может означать, что Дмитрий Аяцков дистанцируется от своего экс-фаворита, который превращается в одиозную фигуру. Губернаторы не любят, когда разгорающийся вокруг подчиненных конфликт угрожает бросить тень на них самих.
Саратов