- Александр ВикторовиЧ, как вы считаете, почему согласительная комиссия, работавшая над президентским законопроектом по реформе Совета Федерации, не смогла прийти к соглашению?
- Обсуждение законопроектов пошло в неверном направлении. Согласительная комиссия уже по ходу дела изменила "правила игры", которые были определены на заседании Совета Федерации. Сначала были обсуждены поправки, предложенные Советом Федерации, потом вдруг появились новые поправки, потом еще и еще. Можно ли было так прийти к согласию? Думаю, что мы должны очень внимательно прислушаться к мнению президента, тем более после того, как в его послании руководству Думы и руководству Совета Федерации были четко определены цели и принципы изменения государственного устройства России.
Членам Совета Федерации нужно четко понять, определиться, чего мы желаем. Если сенаторы хотят сохранить Совет Федерации в прежнем виде, то надо же понимать, что это нереально. Сегодня стране нужен профессиональный сенат, профессиональный парламент, а кроме того, Госсовет, в который и войдут руководители регионов. Такая реформа власти даст возможность и президенту, и парламенту эффективно решать проблемы экономики.
- Но ведь Госсовет будет только консультативным органом, ничего не решающим и не играющим реальной роли в политике. Что же это - своего рода "утешительный клуб" для губернаторов?
- Да нет, он не будет "утешительным клубом"". Государственный совет - это будет диалог президента с губернаторами. Этой новой для нас структуре нужно придать государственный статус, серьезный вес в политике. Потому что там будет определяться государственная стратегия. Такой диалог просто необходим и президенту, и губернаторам. Это будет не какая-то душещипательная беседа, а совет государственников, который будет влиять на подготовку и принятие президентских указов и законов, на действия правительства. Я думаю, что формирование именно такого Госсовета - это очень важная конструктивная задача, которую мы обязаны решить.
- Сейчас в Совете Федерации работают люди, досконально знающие проблемы регионов, имеющие достаточно ответственности, чтобы брать на себя решение самых серьезных проблем. Будут ли их представители полноценной заменой?
- Я думаю, что это должны быть профессиональные политики, профессиональные законодатели, которые будут отстаивать и интересы своего субъекта Федерации, но главным образом заниматься законотворчеством в интересах всей России. А совершенствование законодательства и системы власти требуется очень серьезное. Невозможно ограничиться реформированием Совета Федерации. Я думаю, что последуют изменения и в Государственной Думе. Нужна и реформа судебной власти, прокуратуры. Но главное при этом - не забывать, что законы-то принимаются для человека. Государство должно издавать такие законы, по которым бы человек жил, а не существовал. Вот чем должны заниматься законодатели обеих палат нашего парламента. Справятся ли с этим представители регионов? Я думаю, что в любом субъекте Федерации всегда найдется мудрый человек. Если же у губернатора есть желание заниматься законотворческой деятельностью, пожалуйста, снимай с себя губернаторские полномочия и иди в Совет Федерации. Тут надо просто определить свою гражданскую позицию.
- В ходе обсуждения президентских законопроектов многие губернаторы активно воздействуют на депутатов Госдумы от своих территорий. Вы тоже?
- Абсолютно нет.
- Почему? Нет необходимости или нет контакта с депутатами?
- Проблем с контактами нет. У меня своя позиция, у депутатов может быть другая. Надо обсуждать их и приходить к соглашению. Но не "обрабатывать" депутатов, чтобы они голосовали по указке губернатора.
- С депутатом Абрамовичем у вас сходятся позиции?
- Вы имеете в виду знаменитую реплику Николая Федорова о том, что якобы Роман Абрамович скоро станет "начальником Чукотки" и так далее? Конечно, еще когда Абрамович баллотировался в Госдуму, я понимал, что это неоднозначная фигура и с ним будет не так-то просто. Но свои функции депутата Абрамович выполняет, как мы договорились, он оказывает территории огромнейшую помощь. Это большая программа действий, согласованных с администрацией. Конечно, есть моменты, по которым мы с ним можем соглашаться или не соглашаться. Но как депутат, как человек он мне симпатичен. А то, что преподнес Федоров... Ну, наверно, так захотелось Федорову. Я часто - и на территории, и от федеральных чиновников - слышу вопрос: а какие у вас отношения с Абрамовичем? Конечно, он человек неординарный: молодой, а уже вошел в большую политику, человек достаточно богатый, у всех на слуху. И многим хочется услышать о нем что-то скандальное. Но я лично ничего такого о Романе Абрамовиче сказать не могу. Я внимательно наблюдал за ним и уверен, что на предательство он не способен. Никаких поползновений, о которых заявлял Федоров, я со стороны Абрамовича не замечал и думаю, что таких проблем у нас не будет. Если кто-то хочет нас поссорить, не получится.
- Вы считаете, что Роман Абрамович глубоко вник в проблемы Чукотки?
- Да. Мы наметили ряд хороших проектов: по нефти, по золоту. Мы готовим новую программу развития Чукотки. У Чукотки огромный минерально-сырьевой ресурс. Но надо учитывать то, что у ее обитателей за исключением коренных, конечно, сложился менталитет временщика - это характерно для районов Крайнего Севера, и его не изменить до тех пор, пока мы не изменим государственную концепцию развития Севера.
Нужно укреплять и развивать систему здравоохранения, систему образования, всех федеральных структур. И при этом вводить жесткую контрактную систему, опираться не на временщиков, которые приехали, заработали денег, а потом их и след простыл. Опираться надо на государственных служащих, которые будут связаны контрактом, но и государство по этому контракту дает служащим определенные гарантии. Тогда вся эта система будет управляемой государством, она будет построена на взаимной ответственности и взаимных обязательствах: человека перед государством, государства перед человеком.
К сожалению, многие люди никак не избавятся от привычки требовать от государства деньги вместо того, чтобы зарабатывать их. Реформа жилищно-коммунального хозяйства, которую затевал Борис Немцов, не удалась и в результате нанесла огромный ущерб именно бюджетам субъектов Федерации. Жилищно-коммунальные службы не могут себя нормально обеспечить, потому что люди, при нынешнем уровне доходов, а то и просто месяцами не получая зарплату, не способны платить за их работу, за коммунальные услуги. Но коммунальщики сами стали распоряжаться нормативами, штатами, их численностью - и все это в геометрической прогрессии выросло. В результате сегодня в поселке Провидение при населении всего 3,5 тыс. жителей в жилищно-коммунальном хозяйстве работают 410 человек! Как можно их прокормить? Никак. Вернее, только за счет государственных дотаций. Сейчас мы проводим свою реформу самостоятельно, но в основе ее совсем другое отношение, экономический подход. Нельзя проводить такие масштабные реформы, не изучив глубины вопроса и ставя под удар субъекты Федерации, их бюджеты.
- С тех пор как государством руководит Владимир Путин, чувствуются какие-то изменения или хотя бы тенденции к изменениям в государственной политике по отношению к Северу, в частности к Чукотке?
- Во-первых, рассмотрена Концепция развития Севера. Это уже, я считаю, огромный плюс, это свидетельство того, что государство проявляет внимание к регионам Крайнего Севера. Второе - подтверждено огромное геополитическое значение Севера для России. Этот вопрос рассматривался администрацией президента, правительством и Советом безопасности. Третье - это законы, которые сегодня принимаются в поддержку Севера и его жителей. Я надеюсь, будет подписан закон о Пенсионном фонде РФ, чтобы сегодня пенсионер не сидел на Севере, а имел возможность получать свою высокую пенсию с северным коэффициентом в центральных районах страны. Тогда он "разгрузит" северный жилой фонд, это поможет создавать больше рабочих мест для молодых. Северу нужны молодые силы.