Пивоваренная компания "Балтика" - лидер отрасли в России, странах Восточной Европы, Скандинавии, СНГ.
Фото автора
- ТАЙМУРАЗ КАЗБЕКОВИЧ, сегодня "Балтика" - одно из самых популярных и известных в России и ближнем зарубежье предприятий. А с чего начался подъем, какова так сказать анатомия вашего успеха?
- В 1991 году я возглавил "Балтику" и долго не мог попасть на прием к Анатолию Собчаку. Дважды с ним разговаривал его заместитель Владимир Путин, и только потом меня приняли. Выяснилось, кто-то наговорил Собчаку обо мне нехорошие вещи. Причин не знаю. Может быть, кто-то боялся, что я могу с ним сблизиться, и это представляло бы для кого-то опасность. А меня, кроме пивоварения, ни тогда ничего не интересовало, ни сейчас. После встречи с мэром тучи рассеялись. Позже мы не раз встречались и в неформальной обстановке, обедали вместе, пили пиво.
- Владимир Путин за вас просил Анатолия Собчака - неплохой сюжет для мемуаров.
- В конце 70-х годов в городе на Неве работало 6 пивзаводов. Но их техническое состояние в связи с длительным сроком эксплуатации - до 200 лет - не позволяло обеспечивать выпуск высококачественного пива. В 1979 году начали строить завод "Балтика". Возводили его 11 лет. Когда я возглавил "Балтику" в 1991 году, стоял вопрос о закрытии пивного производства: не было в ту пору ни сырья, ни оборотных средств, ни денег на зарплату. Поехал в Москву к начальству, а там мне говорят: сдавай все в аренду.
Из столицы возвращался в состоянии стресса, не мог собственноручно вести свое детище под гильотину. Было очевидно: нужны инвестиции. Я тогда не был известным человеком, за границей бывал всего 2 раза, и то эпизодически. Инвесторы объявлялись, но они приходили в Смольный, чтобы получить некие гарантии. Комитет по внешним связям мэрии тогда возглавлял Владимир Путин. Он имел опыт работы в Германии, свободно владел немецким языком, знал европейскую культуру. Словом, знал дело, ориентировался в ситуации. Именно Владимир Путин и Анатолий Собчак убедили шведов вложить средства в молодое, мало кому известное предприятие, да еще выступили гарантами. Таким образом, контрольный пакет акций приобрел скандинавский концерн "Балтик Бевериджиз Холдинг". За 10 лет в развитие нашего предприятия было инвестировано более 300 миллионов долларов. Благодаря Владимиру Путину Германия стала для "Балтики" самым крупным поставщиком оборудования. Успех "Балтики" стал примером для иностранных компаний, которые не решались вкладывать средства в российские предприятия.
- Таймураз Казбекович, а каким вы запомнили Владимира Путина?
- Сегодня в Петербурге у президента объявились тысячи "одноклассников". К таковым себя не отношу и отвечу коротко. Владимир Путин запомнился умением выслушивать собеседника до конца, не перебивая. Он никогда не диктовал, предпочитал дискуссию для поиска позитивного решения. А сблизил нас спорт. Я когда-то увлекался дзюдо, а у президента - "черный пояс", он мастер спорта. Мы даже создали с ним клуб дзюдо в Петербурге. Я еще знаю, что Владимир Путин - любитель русской бани и вообще всегда держит хорошую спортивную форму.
- Что и говорить, с таким "крестным отцом", как Владимир Путин, для "Балтики" и Таймураза Боллоева нет помех и преград, живется легко и счастливо.
- Несомненно, в становлении "Балтики" Владимир Путин сыграл решающую роль, и это лучший пример тем оппонентам президента, которые говорят, что ему близка лишь военная тематика. Что же касается близости к власти, то мы придерживаемся принципа быть равноудаленными от нее.
Лобби пивовары во властных структурах не имеют, иначе мы не позволили бы с марта нынешнего года увеличивать акцизный налог с 72 до 90 копеек, а теперь еще на 10 процентов.
Понимаю желание властей увеличить поступления в бюджет. Но давайте посмотрим в корень вопроса: откуда возьмутся эти деньги? Окажется, что они будут изъяты из статьи развития сельскохозяйственной отрасли, а значит, и пивоваренной, ибо она напрямую относится к аграрной. Поэтому, одной рукой голосуя за повышение акцизного налога, другой ставим крест на развитии отечественной промышленности.
Я виделся с депутатом Госдумы Михаилом Задорновым и сказал ему: "Уважаемый Михаил Михайлович, вы как бывший министр прекрасно знаете, что это нам сулит". А он ответил: "А вы не повышайте цену на продукцию, а платите налог из своих прибылей". В составе "Балтики" 3 пивоваренных завода. За 6 месяцев текущего года один из них принес убытки. И если поступить по-задорновски, то завод придется просто-напросто закрыть. В стране более 200 пивоваренных заводов, но лишь 8 процентов из них сможет выдержать повышение акциза. Известно каждому, что акциз - это налог на сверхприбыль. Но если прибыли нет, о какой сверхприбыли можно говорить?
- Как же так получается: поздравляя вашу компанию с 10-летним юбилеем, председатель Госдумы Геннадий Селезнев, в частности, отмечал, что "в России отечественного производителя превозносят на словах, а на деле не стимулируют ни оптимальным для промышленника налоговым законодательством, ни грамотными законами, направленными на развитие отечественной экономики. А пивоварение - особая отрасль. Это та отрасль, которая обладает всем, что может оживить экономику страны, - спросом на продукцию, быстрой отдачей, большими перспективами. Задача наших законотворцев - создать такие законы, которые будут способствовать приоритетному развитию легкой промышленности. По большому счету нам нужна государственная программа поддержки пивопроизводства". И после таких слов принимают закон о повышении акциза на пиво.
- Мы обратили внимание на закономерность: как только начинают говорить о поддержке отечественного товаропроизводителя, жди повышения налога. Сергей Глазьев вот уже несколько лет вынашивает идею о госуправлении пивоваренной отраслью и ничем ее не обосновывает. На вопрос промышленников, почему государство должно регулировать пивоварение, отвечает по-детски: "Потому". Словом, во властных структурах у нас есть не лобби, а антилобби.
Очевидно, увеличение акциза на пиво выгодно зарубежным производителям пива и отечественным производителям водки. Сегодня в России соотношение цен за бутылку пива и бутылку водки составляет примерно 1:3, тогда как в Европе 1:10. При этом замечу, что водка у нас недешевая, а пиво дорогое. Когда я был студентом, на стипендию мог купить 200 кружек пива, а сегодня студент может купить только 5. И когда в ларьке пиво и портвейн стоят одинаково, он берет напиток покрепче. На следующий день приходит на лекцию, голова не соображает, и получается из него плохой специалист. Пиво - стратегический продукт, пивом на Руси отучали людей от пьянства. Пиво ведет к оздоровлению нации, а водка, известно, разлагает человека на клеточном уровне. Сегодня в европейских государствах потребление пива на душу населения составляет 80-120 литров в год, а в нашей стране - менее 30 литров. Зато мы потребляем крепких алкогольных напитков в 3 раза больше, чем в Европе. И наше пожелание, чтобы акциз на пиво вообще был отменен хотя бы до достижения уровня 50 литров. Состояние пивного рынка - это индикатор благополучия в стране. Пивной рынок должен быть таким, чтобы пиво человек пил, когда захочет, а не когда может, и такое, какое ему нравится, а не какое ему предлагают.
- Владимир Путин, Пласидо Доминго, Алла Пугачева - сотни людей поздравили недавно компанию "Балтика" с 10-летием со дня основания. Что для вас эти десять лет?
- Это то, к чему я шел всю жизнь. Кто-то сказал, что нам год надо засчитывать за три. В этой шутке есть определенная доля правды, потому что 10 лет были крайне нестабильными, и в этих условиях выстоять, вырасти и иметь успех - без ложной скромности могу сказать, что это своего рода подвиг. Но сколько бы сил ни было отдано, сколько бы энергии ни было потрачено, не чувствуешь усталости, когда есть результат.
Первое время мы выпускали пиво марок "Жигулевское", "Рижское", "Московское" около 100 000 бутылок в сутки, однако реализовать не могли. Пивное дело требовало революции, и мы ее совершили, начав выпуск пива собственной торговой марки "Балтика". Замечу, что это была не смена этикетки, а качественно новый напиток. "Балтика" с каждым годом увеличивала объемы производства. К концу 1995 года она вышла в лидеры в Петербурге, перекрыв по мощности производства первый пивоваренный завод России имени Степана Разина. За 10 лет мы выпустили более 2 миллиардов литров пива! Наши маркетологи даже сосчитали: если вообразить себе цепочку, составленную из бутылок, в которые разлито все, что было произведено нашей компанией за 10 лет, то такая цепочка 7 раз обернула бы Землю по экватору.
Ежедневно мы производим сегодня около 7 миллионов бутылок. Продукцию экспортируем почти во все страны СНГ, а также в Германию, Великобританию, Грецию, Израиль... Доля компании на рынке пива в России сегодня составляет около 20 процентов. Мы поставили перед собой стратегическую цель: к 2002 году каждая четвертая бутылка пива в России должна быть марки "Балтика". Наша компания является крупнейшим налогоплательщиком Северо-Западного региона. В прошлом году, например, в бюджеты всех уровней было перечислено около 3 миллиардов рублей, или свыше 100 миллионов долларов.
Мы впервые в России начали производство пива в 5-литровых бочонках, освоили выпуск разливного пива в кегах, с прошлого года производим пиво в 1,5-литровых пластиковых бутылках. В честь 10-летнего юбилея компании появилась "Балтика" # 10. Напиток имеет необычный вкус: в него добавлены пряности - базилик и горький миндаль.
Недавно мы построили первый в России и крупнейший в Восточной Европе солодовенный завод. Огромные средства до этого мы тратили для закупки солода за рубежом. Теперь собственный завод сможет на 2/3 обеспечивать потребности "Балтики". Стоимость солодовенного предприятия - 50 миллионов долларов, срок окупаемости - 12 лет. Это наш совместный проект с французской компанией "Групп Суффле". Владимир Путин недавно подписал указ о награждении президента "Групп Суффле" Мишеля Суффле орденом Дружбы "За большой вклад в развитие экономического сотрудничества и укрепление дружбы между народами Франции и России".
- Таймураз Казбекович, говорят, что устроиться к вам на работу на рядовую должность можно только по большому блату.
- В начале своей директорской карьеры я 6 месяцев искал человека на должность главного бухгалтера. Не хотели идти, говорили, что неудобно добираться и пр. Сегодня устроиться к нам действительно не просто - надо проходить конкурсный отбор. Численность сотрудников компании достигла 6 000 человек, из них 3 500 трудятся на головном предприятии.
"Балтика" работает круглосуточно в 3 смены. Завод расположен в промышленной зоне "Парнас", что на границе Петербурга и Ленинградской области. От конечных станций метро людей доставляем на работу и обратно нашими фирменными автобусами бесплатно. Средняя заработная плата составляет 8 500 рублей. При этом выплачиваем ежеквартальные премии. Выдаем премии мужчинам к 23 февраля, женщинам - к 8 марта, на Новый год. Выплачиваем материальную помощь к отпуску, свадьбе, рождению ребенка, смерти близких...
Каждый работник ежемесячно получает компенсацию за питание в размере 400 рублей. Этих денег фактически достаточно на обеды и ужины. Продукты закупаем у местных производителей без торговой наценки, поэтому сытный обед обходится в 15 - максимум в 20 рублей. Люди же, работающие в ночной смене, питаются вообще бесплатно. Компания предоставляет работникам путевки в санатории и дома отдыха за 10 процентов их полной стоимости, в летние оздоровительные лагеря детям - за 25 процентов.
Для каждого работника бесплатны услуги стоматологического кабинета, в котором работают лучшие медики города. К примеру, в городе за лечение одного зуба надо платить от 500 до нескольких тысяч рублей. На заводе работают бесплатные парикмахерская, массажный кабинет, солярий, сауна с гидромассажем, бассейн длиной в 20 метров.
- Излишне, наверное, спрашивать, какое пиво вы пьете?
- Сегодня утром еще до завтрака я пробовал пиво трех сортов.
- Похмелились?
- Нет, это моя работа. Сначала понюхаешь, потом пригубишь, а затем со своими оценками выступаешь на дегустационной комиссии.
Санкт-Петербург