ТРИ КИТА, три источника и три составные части нынешней политико-экономической ситуации на Кубани называют практически все краснодарцы - действующие политики и чиновники, политологи, журналисты. Первый и главный кит: если только "батька Кондрат" будет участвовать в губернаторских выборах, никто не в силах его победить. Второй и третий тезисы служат обоснованием первому: действующий губернатор не боится конкурентов, потому что а) "у нас здесь свой, южный, консерватизм, народ батьку любит" и б) Николай Кондратенко поднял на ноги край, разоренный "демократами" и агентами мирового масонства, а сам к тому же бескорыстен, чист и ни в каких порочащих его историях не замешан (или, по меньшей мере, не замечен). Эта незамысловатая, но по-своему стройная и ясная теория должна бы убеждать в том, что южный консерватизм как объединяющая идея должен обеспечить мир и согласие на Кубани, а руководящие краем товарищи идут верным путем и придут к победе коммунистического труда.
С гектаром договорились, друг с другом - не получается
С миром и согласием большие проблемы. Во-первых, демократы никак не успокаиваются, приходится им непрерывно отповеди давать. В газетах, учрежденных краевой администрацией, появляются, вперемешку с традиционными лозунгами "Хлеб - всему голова" или "Будут корма - не страшна зима", и такие крики души за подписями руководителей одного из сельских районов: "Уважаемый Николай Игнатович! Мы видим и слышим, что вокруг вас псевдодемократы, используя продажных, бессовестных журналистов краснодарских средств массовой информации, развернули кампанию клеветы, травли и дискредитации всего того доброго, что вами и правительством края сделано за небольшой, всего лишь трехлетний период по восстановлению разрушенной ими же могучей экономики Кубани советского периода". Конечно, из этого пассажа не сразу можно понять, кем это "ими же" все было разрушено ("что на чем стояло?" - как говорил профессор Преображенский), но это неважно. Главное - пафос. Свои поймут. Губернатор поймет. Тем более что дальше районные руководители докладывают ему, как на районном собрании-конференции общественно-политического объединения "Отечество" (это совсем не то "Отечество", которым руководит Юрий Лужков, у Кондратенко свое одноименное движение имеется) "обсудили проблемы, на которые вы обращали наше внимание: по уходу за озимым полем, зимовке скота и увеличению его поголовья и продуктивности, по ремонту техники, улучшению труда и жизни наших людей - и договорились сделать все, чтобы каждый гектар земли давал урожай больше, чем в прошлом году..." Как вы думаете, из того, что они договорились, чтобы каждый гектар давал больше, какой следует вывод? Правильно: "Мы просим вас, Николай Игнатович, дать согласие баллотироваться и заявить об этом именно сейчас".
Пока еще никто ничего не заявил по поводу участия в губернаторских выборах. Но политическая жизнь в крае медленно, но верно накаляется.
Губернатор Николай Кондратенко и мэр Краснодара Валерий Самойленко живут в непрерывном противоборстве. Это видно в первую очередь по местной прессе: почти вся она разделилась на две армии - кто не за губернатора, тот за мэра - и, мягко говоря, полемизируют. Противостояние двух политиков началось, как рассказывают, с губернаторских выборов 1996 года: тогда Валерий Самойленко поддержал Николая Кондратенко, а тот, став губернатором, не выполнил какие-то свои обещания. В конце 98-го в результате выборов краевого Законодательного собрания депутатский корпус оказался на 80% сформирован из сторонников Кондратенко (прежний состав был относительно независим и самостоятелен). После этого у Краснодара начались бюджетные проблемы. Дело доходит до того, что городская администрация просит у краевой ссуду, чтобы выплатить отпускные учителям, а краевая администрация отказывает.
Прокуратура против "советской власти" по-кубански
Раз нет мира и согласия в политике, то и в экономике его искать не приходится. Николай Кондратенко твердо держится той точки зрения, что экономику Кубани нужно поднимать, взявшись за сельское хозяйство. И с этим трудно спорить. Вроде бы даже результаты есть обнадеживающие. Специалисты, работающие в сельском хозяйстве края десятилетиями и хорошо знающие, как обстоят дела у соседей, считают, что АПК Кубани сохранен на удивление хорошо, особенно по сравнению с вечным соперником и конкурентом - Доном, Ростовской областью. Но есть и другие специалисты, которые утверждают, что лет через десять донские хозяйства по всем показателям обгонят кубанцев. Причина проста: на Дону без государственной поддержки сельского хозяйства происходит перераспределение собственности, в том числе и на землю. В АПК приходят и приносят капиталы новые эффективные собственники. А большинство кубанских хозяйств держится исключительно на дотациях да на подпорках чисто административного характера: губернатор Кондратенко запрещает судебным приставам исполнять вступившие в законную силу решения судов и описывать имущество хозяйств-банкротов. Без этих подпорок кубанские хозяйства рухнут в одночасье.
Не только у российского читателя и телезрителя, но и у самих кубанцев в последние годы складывается впечатление, что в Краснодарском крае стараниями "батьки Кондрата" чуть ли не советская власть восстанавливается. Местные политологи, однако, полагают, что слухи эти сильно преувеличены. Система местного самоуправления с виду очень напоминает систему Советов даже в том, что главы районных администраций (теперь они и называются здесь по-старому, председателями исполкомов) избираются не населением, а местными депутатами по представлению губернатора, то есть фактически назначаются. Но, как отмечают политологи, это всего лишь форма, которая служит маскировкой тому, что происходит на Кубани на самом деле. Поскольку форма собственности на большинстве предприятий далека от советской системы, то и система власти строится совсем иначе: краевая администрация, подмяв под себя местное самоуправление, с каждым годом распоряжается все большей частью бюджета края, а на долю городов и районов приходится все меньше.
Прокурор края счел необходимым опротестовать краевой Закон "О местном самоуправлении в Краснодарском крае", так как "структура местного самоуправления, при которой из депутатов формируется Совет местного самоуправления, исполком, их структурные подразделения, избирается председатель исполкома, не соответствует ст.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по которой представительный орган наделен правом принимать решения, а исполнением их занимается другой орган местного самоуправления, должностные лица. Совмещение одним органом функций принятия решений, их исполнения и контроля за исполнением способствует возникновению коррупции и злоупотреблений".
В самоуправлении ли дело, нет ли - теоретики могут спорить. Но коррупции в крае хватает.
А "батька" подумал - ученья идут...
Большой шум наделала на Кубани скандальная история приватизации и распродажи за бесценок профсоюзной собственности - а это не скоросшиватели и даже не конторские стулья с дерматиновой обивкой, это профсоюзные здравницы в благодатнейшем курортном крае, на черноморском побережье. Профсоюзное руководство решило, что поскольку собственность принадлежит трудящимся, то государству от приватизации ничего не причитается. Был создан банк "Курорт", куда шла значительная часть средств от продажи этой собственности. Потом банк "Курорт" обанкротился. Кроме шума, ничего страшного для профсоюзных предпринимателей не произошло. Вся эта история происходила, когда краем руководили другие губернаторы, но она не забыта и до сих пор, а главные действующие лица и теперь у власти, в том числе бывший профсоюзный лидер, а ныне заместитель председателя правительства края Анатолий Широкопояс. Губернатор Кондратенко не знает о сомнительной истории распродажи здравниц или не хочет знать? Любой из этих двух вариантов не в его пользу.
Местная пресса (разумеется, та, что ориентирована на В.Самойленко) пишет о том, как работники краевой администрации, многие главы районов, поддержанные главой края, депутаты Законодательного собрания края приобретали и приобретают за бюджетные средства квартиры и дома, потом переоформляют их в частную собственность. Между тем крайпотребсоюз уже много лет судится со строительной компанией "Бак": деньги на строительство квартир перечислены, а получить квартиры никак не удается. Руководитель фирмы "Бак" А.Безбогин получил от Кондратенко звание "Лучший строитель Кубани".
Один из депутатов краевого Законодательного собрания Владимир Борисов недавно трагически погиб, утонул в море. Возможно, конечно, что это чистая случайность, но его коллеги-депутаты решили направить в прокуратуру запрос в связи с некоторыми обстоятельствами его гибели, которые показались им подозрительными. Борисов в последнее время активно боролся с незаконным использованием прибрежной территории под застройку.
Бывший глава администрации Северского района Владимир Перебейнос с марта нынешнего года находится в следственном изоляторе, его обвиняют в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности и в злоупотреблении должностными полномочиями.
Примеры можно продолжать и продолжать. Одной из сфер основных интересов администрации края оказалась одна из наиболее прибыльных отраслей региона - нефтяная. У всех на слуху в Краснодаре история, которая тянется и по сей день. Связана она с борьбой за контроль над крупнейшим нефтедобывающим предприятием региона - "Краснодарнефтегазом".
"Контроль над потоками" в интересах "жителей"
В 1995 году правительством России было учреждено акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть". Все 100% акций "Роснефти" принадлежат государству. Цель понятна: сохранить по возможности государственный контроль над отраслью. Среди многих предприятий, вошедших в "Роснефть", оказались и краснодарские: "Краснодарнефтегаз", "Краснодарнефтепродукт", Краснодарская нефтебаза и Туапсинский нефтеперерабатывающий завод.
ОАО "Роснефть-Краснодарнефтегаз" в 1995-1996 годах с участием представителей администрации Краснодарского края учредило несколько дочерних фирм, которым передало активы и лицензии на разработку нефтяных месторождений. В ОАО "Роснефть-Краснодарнефтегаз" государственная компания "Роснефть" имеет 38% уставного капитала или 51% обыкновенных (то есть голосующих) акций. Остальные акции принадлежат разным акционерам, в том числе неким офшорным фирмам. Поразительно, но при таком распределении акций, имея вроде бы контрольный пакет, государство три года назад потеряло управление "Краснодарнефтегазом". Произошло это очень просто: в 1997 году годовое общее собрание акционеров приняло решение: не выплачивать дивиденды по привилегированным акциям. Какое отношение этот шаг имеет к управлению компанией? Самое непосредственное. Привилегированные акции автоматически стали голосующими, и вес пакета голосующих акций, принадлежащих "Роснефти", сразу же сократился с 51 до 38%. Вот и вся управляемость. Руль оказался в руках тех самых других акционеров, в том числе офшорных фирм и чиновников краевой администрации.
С тех пор "Роснефть" тщетно пытается добиться - в соответствии с уставом - выплаты дивидендов по привилегированным акциям. Возможность выплатить дивиденды есть: в 1998 году "Краснодарнефтегаз" получил 257 млн. руб. чистой прибыли, в 1999-м - 858 млн. руб. Кто же мешает сделать это и тем самым восстановить государственный контроль над "Краснодарнефтегазом"? Представители администрации Краснодарского края, входящие в совет директоров ОАО. И, по имеющейся в нашем распоряжении информации, делают они это по прямым директивам губернатора Николая Кондратенко. Какая в том выгода для бескорыстного, ни в чем не замешанного (не замеченного) "батьки"? Будем считать, что никакой (правда, подсчитано, что за три года государство потеряло благодаря этой бескорыстной политике около 100 млн. руб.). Но кому-то это очень выгодно. "Краснодарнефтегаз", вышедший из-под контроля государства, продолжает работать, в некоторых дочерних предприятиях, добывающих сотни тысяч тонн нефти, ему принадлежит 50%, остальным владеют частные лица.
Губернатор Кондратенко, разумеется, за социальную справедливость и законность. Он предписал членам совета директоров ОАО "Краснодарнефтегаз" "действовать в интересах жителей края, имея в виду сохранение хозяйственной и финансовой самостоятельности нефтегазодобывающего комплекса края с целью недопущения потери контроля над финансовыми потоками общества при реализации нефти и нефтепродуктов". Контроль и не теряется. Он переходит из государственных рук в частные - вполне в интересах немногих жителей края. Но разве это важно? Главное - пафос. Свои поймут. И поверят. И проголосуют.
Краснодар-Москва