ИСПОЛНИЛОСЬ уже 10 лет, как в нескольких километрах от Саратова из-под земли начали добывать чистый авиационный керосин. И не то чтобы у нас недра такие богатые и уникальные, а просто посчастливилось районному центру Энгельс, что находится неподалеку от Саратова, иметь на своей территории военную часть # 06987, где базируются знаменитые стратегические бомбардировщики.
А было так. В совхозе "Заря" Энгельсского района начали вдруг сохнуть яблони без видимых причин. Погибли деревья на площади в 1,2 га. Причину установили экологи, взяв на анализ пробы почв погибшего сада. Оказалось, что содержание авиационного керосина до того высоко, что он выходил на поверхность. Рассказывают, что мальчишки, балуясь, поджигали образовавшиеся лужи, а местные жители чуть не ведрами черпали топливо из оврагов. В это верится с трудом, но многочисленные экологические и гидрогеологические экспертизы показали: площадь загрязнения грунтовых вод керосином составляет более 670 га, а его запасы под землей, по некоторым оценкам, составляют 450 тыс. тонн. Это море топлива натекло из двух подземных хранилищ, расположенных на территории военной части и построенных еще в 1953 г.
Причины этого "чуда" называют разные. Так, сохранившийся акт приема-сдачи в эксплуатацию в октябре 1953 г. склада горюче-смазочных материалов и приложенный к нему перечень недостатков и строительно-монтажных недоделок показывают: были среди них такие, что напрямую вели к утечке керосина. Например, нет антикоррозийного покрытия трубопроводов и запорной арматуры, во всех кожухах колонок не обеспечена герметичность в местах прохода трубопровода, а также во всех четырех шкафах колонок. Но были, говорят знающие люди, причины, ни с какой инженерией не связанные, - керосин просто сливали на землю сами летчики, так как по его расходному количеству подсчитывались летные часы: больше слил - больше "налетал", а значит, получил.
Впрочем, не причина важна, а результат. Площадь выведенного из строя плодородного слоя почвы составляет 169 га. Сразу после обнаружения керосинового озера территориальные органы Минприроды выставили список о возмещении причиненного природе ущерба и потребовали от виновника принятия срочных мер по ликвидации очага загрязнения. Военные хранилища обезвредили, хотя найти конкретного виновника оказалось нереально - сколько за более чем 40 лет сменилось командиров военной части. Тогда местные экологи предъявили иск на 37 млрд. неденоминированных рублей непосредственно Министерству обороны. Три года назад арбитражный суд вынес постановление о взыскании с Минобороны 33 млрд. руб.
Откачка керосина между тем началась практически сразу после его обнаружения. Его откачивали кооперативы и углядевший выгоду народ. Процесс этот достаточно прост: вырывается траншея или котлован в несколько метров глубиной, за день туда набирается достаточное количество чистого керосина. На нем, конечно, не полетаешь, но стоит его лишь очистить от механических примесей и воды, получается отличная добавка в дизтопливо, очень ценимая водителями "КамАЗов". Более-менее организованную форму процессу удалось придать, когда в конце 1997 г. фирма "Новисар" заключила с военной частью # 06987 договор на проведение работ по ликвидации очага загрязнения и оформила лицензию на недропользование. Проложил за это время "Новисар" почти 200 шурфов и добыл к маю нынешнего года, если верить представленному им отчету, около 800 кубометров керосина.
"То, что делает "Новисар", конечно, очень хорошо, - говорит зампредседателя Государственного комитета по охране окружающей среды Саратовской области Николай Петрученко, - но все эти годы работы ведутся без проекта. Не было, соответственно, никакой государственной экологической экспертизы проводимых работ. До последнего времени на это просто не было денег, но прошлой осенью вся отсуженная у Минобороны сумма пришла в область, поступила во внебюджетный фонд. Почему нет до сих пор проекта, непонятно".
Кстати, 33 млн. руб. - плата за ущерб, нанесенный 169 гектарам, остальная территория площадью в 565 га так и "не оценена". Но дело в том, что иск об ущербе можно предъявить лишь за ту территорию, на которой поврежден плодородный слой почвы, то есть там, где керосин подобрался к поверхности ближе чем на 60 см. Все, что находится глубже, считается уже геологической средой, и методики подсчета нанесенного ей ущерба просто не существует. А как же расходуются 33 млн. руб.? Оказалось, что за семь месяцев, прошедших с момента прихода в область, тратить их по назначению еще практически не начинали. Так по крайней мере следует из слов финансового директора Внебюджетного фонда правительства Саратовской области Вячеслава Глазова. Он говорит, что по решению попечительского совета фонда они будут расходоваться строго на ликвидацию последствий загрязнения в Энгельсском районе. Часть средств пойдет на разработку проекта, остальное - непосредственно на ликвидацию загрязнения. Правда, почему это не сделано до сих пор, финдиректор ответить не смог, сославшись на Министерство недропользования - ведомство, которое должно заниматься всем, что связано с проектом. Там нам подтвердили, что 170 тыс. руб. на мониторинг и подготовку проекта фонд выделить обещал. Найден уже и проектный институт, который выполняет работу. Дело это, правда, новое для области, и во сколько реально обойдется даже сама подготовка проекта, не знает никто. Но, скорее всего, стоить он будет значительно дороже.
Есть у этой истории еще один нюанс. 450 тыс. тонн чистого авиакеросина под землей, конечно, впечатляют, также как и почти 700 га изгаженной земли. Цифры эти приведены в справке, подготовленной недавно экологами для одного из заседаний саратовского правительства, и в местной прессе озвучены были не один раз. Они - результаты исследований, проводившихся саратовской гидрогеологической экспедицией. Но существуют и другие оценки нанесенного природе ущерба. Так, одна московская фирма, проведя свои исследования, поставила такой "диагноз" - запасов керосина под землей всего "25 тыс. тонн". Оплачивало работу москвичей Министерство обороны. Обе экспертизы проводились профессионалами, и такого большого разброса в результатах быть не должно. Николай Петрученко считает, что истина все же ближе к оценкам саратовцев - горючего под землей около 250 тыс. тонн. Впрочем, 450 или 25 тыс. тонн керосина, по большому счету, неважно, главная беда - выведены из строя 169 га плодородной почвы.
Экологи утешают себя тем, что к сегодняшнему дню удалось снизить критическое количество керосина и откачать столько подземного горючего, что оставшаяся его часть уже не выйдет на поверхность, и, значит, мальчишки уже не будут поджигать керосиновые очаги, а местные жители - черпать топливо ведрами из оврагов.
Саратов