ТАТАРИЯ претендует на "системность подхода в области социальной политики". Нынешней весной этим претензиям исполнилось ровно семь лет. В апреле 1993 года здесь, в единственном регионе Российской Федерации, была принята программа адресной социальной защиты населения, направленная на борьбу с нищетой. На том этапе она "охватывала" социальной поддержкой 2,5 из 3,7 млн. населения республики. Это было время активного наполнения суверенитета реальным содержанием. А что может быть реальнее куска хлеба для российского человека, которого без малого восемь десятилетий приучали и продолжают приучать к тому, что государство должно заботиться о нем.
Татария громогласно продекларировала эту заботу: татарская "минималка" в 350 рублей смотрелась пряником рядом со своей российской товаркой.
Нормативная база стандартизации в области социальной защиты - закон о прожиточном минимуме, минимальной зарплате, минимальном потребительском бюджете, программа адресной социальной защиты - была разработана в Центре экономических и социальных исследований.
Кстати, размер "минималки" также был рассчитан аналитиками Центра и жестко увязан с реформами жилищно-коммунального хозяйства. Тех реформ и поныне нет, а "минималку" мгновенно взяли на вооружение политики и журналисты, работающие на имидж республики. Поскольку передо мной такая задача не стояла, а округлости татарской "минималки" очень смущали, то просто хотелось выяснить, откуда что взялось. И я до сих пор помню ответ директора Центра Алевтины Кудрявцевой на вопрос: мы все время говорим, что помогать надо неимущим, а не считаете ли вы, что помогать надо только немощным. "Помогать надо имущим, - ответила она тогда. - Если государство не обеспечит условий для того, чтобы трудоспособный человек зарабатывал так много, чтобы налогов с него хватило на обездоленных, откуда государство денег возьмет?"
Однако этот резонный вопрос тогда мало кого в республике волновал. Только сейчас республиканские власти заговорили о средней зарплате - по сути, единственном показателе здоровья экономики и материального благополучия граждан. Заговорили и об условиях, которые государство должно создать для того, чтобы трудоспособные граждане могли зарабатывать и не были обузой государству.
А тогда главным было вдолбить в сознание доверчивых граждан, что с обретением независимости республики от "имперской России с ее непомерными аппетитами" "жить стало лучше, жить стало веселей" и, прежде всего, социальным работникам. В рост пошли учреждения социального обеспечения - собесы, большие и малые. Самое большое министерство социального обеспечения, при Советах ютившееся на задворках Казанского кремля, сегодня едва вмещает всех своих работников в огромном десятиэтажном здании по Волгоградской улице. И это благодаря программе адресной социальной защиты, которая в прямом и переносном смысле золотыми буквами вписалась в историю собесов.
Теоретически адресная социальная программа предельно конкретизирует контингент граждан, нуждающихся в социальной помощи государства. Вековая мудрость подсказывает: чтобы проявиться, надо ограничиться. Однако начальник отдела компенсационных выплат и пособий Татьяна Аляева не без гордости за достигнутые показатели сообщает, что если в 1993 г. всего восемь категорий граждан были охвачены социальной защитой, то сейчас - 30. Еще год назад было 29, но в год 55-летия празднования Победы изловчились и изыскали еще одну категорию - "женщины - участницы Великой Отечественной войны". И это еще не предел. Скоро появится 31-я категория - "одиноко проживающие пожилые граждане".
Адресной социальной защитой в республике охвачены все дети, а также "студенты и учащиеся, обучающиеся с отрывом от производства, дети у данной категории; аспиранты, обучающиеся с отрывом от производства, дети у данной категории; неработающие трудоспособные лица, осуществляющие воспитание трех и более детей в возрасте до 16 лет, учащиеся до 18 лет, не получающие стипендию, дети у данной категории". Есть еще и "прочие", которых не знают, к какому адресу прикрепить, хотя их тоже немало - 632 человека. А всего социальный адрес имеют 360 тыс. человек.
"У каждой категории социально защищенных граждан свой социальный норматив, - рассказывает Татьяна Николаевна. - И пособие каждой категории выплачивается как разница между социальным нормативом и совокупным доходом семьи. Например, социальный норматив равен 350 руб. Доход на каждого члена семьи - 200 руб. Пособие будет составлять 350 минус 200. У пенсионера за доход берется его пенсия и ее фиксированная величина. Если пенсия, к примеру, была 330 руб., то правительство доплачивало до фиксированной величины в 350 руб."
Новым постановлением правительства республики введена новая шкала по пенсиям, и в соответствии с этой шкалой установлены уже фиксированные величины доплат. Чем меньше размер пенсии, тем выше фиксированная величина доплат. Женщины - участницы Великой Отечественной войны, а их более четырех тысяч, независимо от размера пенсий и фиксированных доплат будут получать еще по 50 руб. ежемесячно.
Всего в прошлом году на выплату пособий 360 тыс. гражданам из республиканской казны было израсходовано 440 млн. руб. Вице-премьер правительства Аделя Конюшева, курирующая социальную сферу, считает, что все эти граждане, "кто еще не может (дети) и кто уже не способен обеспечить себя по причине старости, инвалидности, болезни, зато способен дурить щедрого за казенный счет чиновника, выколачивая пособия и доплаты".
Мне рассказывал мэр Казани, с какой изощренной изворотливостью соотечественников столкнулись работники казанской администрации, когда заработала президентская программа ликвидации ветхого жилья. Кривая разводов резко поползла вверх, а население столицы стало не по дням, а по часам прибывать за счет многочисленной родни будущих новоселов, которые жаждали прописаться в казанских полусгнивших домах. Даже районные судьи нагрели руки на реализации программы ликвидации ветхого жилья. Только в Вахитовском районном суде Казани городская прокуратура обнаружила 61 сфальсифицированное решение суда, удовлетворившее иск на прописку в ветхом доме.
Программа адресной социальной защиты по разгулу страстей ничем не отличается от программы ликвидации ветхого жилья. Сегодня в Татарии матерей-одиночек де-юре гораздо больше, чем де-факто. Регистрировать брак стало невыгодно, ибо мать-одиночка получает пособие, какое не каждый муж способен заработать. Да и зачем работать, если зарплата от пособия ничем не отличается. А кто хочет заработать, пойдет на "серый" рынок труда, чтобы не потерять пособия и льготы (в теневых структурах сегодня заняты более 400 тыс. предприимчивых граждан).
Автор программы адресной социальной защиты, директор Центра экономических и социальных исследований, а ныне еще и заместитель министра экономики Республики Татарстан Алевтина Кудрявцева изначально советовала "не увлекаться всеобщей социализацией", что неизбежно превратит республику в один большой собес. Однако голос науки мгновенно растаял в хоре голосистых чиновников, требующих новых видов пособий, доплат, компенсаций, льгот. Рассказывают, что премьер-министр республики Рустем Минниханов всерьез рассматривает предложение министерства соцобеспечения о создании государственных комитетов по делам семьи, по делам инвалидов... Не потому, что озабочен делами инвалидов, - ряды чиновников крепит, а уж они "пойдут ломить стеною" за льготы и пособия.
Сегодня в Татарии 2,4 млн. человек пользуются различными льготами. Около 2 млн. человек имеют льготный проезд в общественном транспорте. Сотни тысяч работающих (читай чиновников) и члены их семей имеют льготы по медицинскому обслуживанию и услугам связи. 23 тыс. человек, занятых в республиканской энергетике, имеют льготы по оплате за энергоресурсы, хотя получают за свой труд полноценную зарплату. Также все работающие имеют льготы по подоходному налогу, когда одна российская "минималка" не облагается налогом. А с января прошлого года введена дополнительная льгота: до достижения уровня 5 тыс. руб. не облагаются налогом две "минималки" на каждого работающего и еще по две "минималки" на каждого из детей. Система льгот, которую также выдают за социальную политику, потрясает своим размахом - 2,5 млрд. руб. в год.
Из них без малого 2 млрд. руб. - на льготы трудоспособным, опять же своим людям, и только полмиллиарда - на льготы нетрудоспособным. А еще есть льготы для "временно неработающих граждан" и льготы "независимо от типа названных категорий", тем же электрикам, надо полагать.
Если сопоставить сумму предоставленных льгот с поступлениями в бюджет от подоходного налога, то размер массовых льгот преобладает. Чтобы такую ораву обеспечить льготами, никакого подоходного налога работающих не хватит, поскольку налог с высокого дохода перераспределяется не столько в пользу небольшого числа малообеспеченных, сколько в пользу обеспеченных и высокообеспеченных граждан.
Более того, величина льгот превышает и налог с прибыли. При этом перераспределением занимается не "рука Москвы", а кабинет министров экономически самостоятельной Татарии. "Поскольку резерв перераспределения стремительно истощается, подоходного налога явно недостает, приходится вводить в действие государственные финансовые ресурсы, которые должны работать на развитие татарской экономики. Система, существующая по принципу самопоедания, стала серьезной угрозой социально-экономической безопасности республики", - заметил первый вице-премьер Равиль Муратов.
На днях в местной прессе промелькнула информация о грядущем закрытии Казанского протезно-ортопедического предприятия, ориентированного на выпуск 3 тыс. "корсетов", 5 тыс. протезов и 9 тыс. пар ортопедической обуви. Для производства столь необходимых инвалидам среди которых 1,5 тыс. детей, протезов,"корсетов" и обуви нужно всего 22 млн. руб. Да где их взять?
Казань