ЗАЛОЖНИКАМИ называют себя жители поселка Тоннельный на севере Бурятии. Около шестисот человек живут здесь в сборно-щитовых времянках, которым больше двадцати лет. Поселок был построен для работников треста "Бамтоннельстрой", когда начиналось строительство Байкало-Амурской магистрали. Предстояло пробить 15-километровый железнодорожный тоннель через толщу Северомуйского хребта, расположенного в одной из самых сейсмически активных зон Земли.
Сегодня тоннель почти завершен. Осталось чуть более ста метров проходки. Предполагается, что через три года "Бамтоннельстрой", ставший акционерным обществом, сдаст уникальное сооружение в постоянную эксплуатацию заказчикам - МПС России и Восточно-Сибирской железной дороге, в чьем ведении находится теперь этот участок БАМа.
В связи с этим руководство АО "Бамтоннельстрой" объявило о прекращении работы всех производственных подразделений, расположенных в Тоннельном. При этом часть из них, необходимая для сдачи тоннеля в эксплуатацию, должна быть передислоцирована в другие поселки тоннельщиков - Северомуйск и Разлив - вместе с работниками и их семьями. Осуществить передислокацию планируется до 1 сентября 2000 г. Остальных жителей Тоннельного, в которых АО "Бамтоннельстрой" больше не нуждается, ждет сокращение. Кроме того, до 1 августа предполагается провести демонтаж котельной, которая обеспечивает поселок теплом.
Свои намерения руководство АО "Бамтоннельстрой" мотивирует необходимостью сокращения затрат на содержание временных поселков тоннельщиков. По Тоннельному эти затраты составляют порядка 32-33 млн. руб. в год.
Сами жители Тоннельного с решением о передислокации категорически не согласны. Они направили обращение к президенту России Владимиру Путину, президенту Бурятии Леониду Потапову. Наиболее решительно настроенные обещают даже перекрыть Байкало-Амурскую магистраль.
Во-первых, говорят они, в поселках Северомуйск и Разлив насчитывается только 57 свободных квартир, а в Тоннельном проживают около 200 семей.
Во-вторых, совершенно очевидно, что Разлив в недалеком будущем ждет та же участь, что и Тоннельный. Ведь он полностью состоит из времянок, давным-давно отживших свой век. И он полностью "завязан" на Северомуйском тоннеле. А значит, людям, переселенным сюда из Тоннельного, через год-два неминуемо предстоит новое переселение. Да и в самом Северомуйске после сдачи тоннеля в эксплуатацию скорее всего останутся лишь работники железной дороги, для которых сейчас возводится капитальное жилье. Остальным придется снова кочевать.
В-третьих, Разлив не является самостоятельной административно-территориальной единицей. Официально его как бы и не существует. Жители Тоннельного опасаются, что, переселившись туда, они окончательно лишатся всяческих гарантий на будущее, и прежде всего субсидий на приобретение жилья на "большой земле". Их просто перестанут замечать.
В-четвертых, сам термин "передислокация" вызывает протесты жителей Тоннельного. Они считают, что необходимо говорить о ликвидации поселка, поскольку после демонтажа котельной жить здесь станет просто невозможно. При этом в отличие от передислокации ликвидация населенного пункта предполагает комплекс социальных гарантий для всех его жителей.
Жители Тоннельного задаются вопросом: если АО "Бамтоннельстрой" выкладывает по 33 млн. в год на содержание поселка, не лучше ли отдать эти деньги людям, чтобы они выехали на "большую землю"? Ответ представителя треста весьма показателен: "Если все уедут, кто же будет работать, достраивать тоннель?"
Кроме того, руководство АО "Бамтоннельстрой" отмечает, что многие из жителей не только Тоннельного, но и других временных поселков в зоне Северомуйского тоннеля уже имеют квартиры на "большой земле" или получили субсидии на их приобретение. Однако надо учитывать, что субсидии, полученные до августовского кризиса 1998 г., сегодня уже не позволяют приобрести нормальное жилье. Те, кто не успел купить квартиры по докризисным ценам, сегодня оказались в двусмысленном положении. Им полагаются новые субсидии при условии, что они вернут государству ранее полученные деньги. Но люди не торопятся возвращать, опасаясь, что новых выплат не будет или их придется ждать слишком долго. Поэтому и продолжают числиться по всем документам как получившие субсидии, но реально приобрести квартиры по-прежнему не в состоянии.
Руководство АО "Бамтоннельстрой" хотело бы передать жилой фонд Тоннельного на баланс муниципалитета Муйского района Бурятии. Однако глава района Александр Кардаш занял жесткую позицию: "Это не жилье, а инвентарь, к тому же давно пришедший в негодность. Муниципалитет не сможет его содержать, тем более решить в одиночку проблемы расселения и занятости людей после ухода АО "Бамтоннельстрой". Александр Кардаш, кстати, сам бамовец с двадцатилетним стажем, убежден: проблему расселения временных поселков необходимо решать в комплексе, имея в виду не один Тоннельный, но и Разлив, и времянки Северомуйска. Причем решать должны все вместе: подрядчик строительства тоннеля - АО "Бамтоннельстрой", заказчик - МПС России и Восточно-Сибирская железная дорога, правительство Бурятии и администрация Муйского района.
Такую же позицию занял и президент Бурятии Леонид Потапов. Он направил руководству АО "Бамтоннельстрой" телеграмму, в которой потребовал прекратить любые работы по демонтажу систем жизнеобеспечения поселка, пока вопрос не будет рассмотрен правительством республики с участием всех заинтересованных сторон.
Со своей стороны, власти Бурятии и района гарантируют, что все объекты социального назначения (школа, клуб, амбулатория) будут работать, пока в Тоннельном остается хотя бы одна семья.
Но помешать выводу из Тоннельного производственных подразделений АО "Бамтоннельстрой" власть не может. Поэтому у жителей поселка возникают вполне обоснованные опасения, что трест применит по отношению к ним "тактику выдавливания": работы в поселке не будет, а получить ее в другом месте смогут лишь те, кто согласится на переезд на условиях, продиктованных АО "Бамтоннельстрой".
Необходимо отметить, что проблема, с которой столкнулись жиНеобходимо отметить, что проблема, с которой столкнулись жители Тоннельного, типична для территорий, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали. Сейчас только на бурятском участке БАМа находится свыше 387 тыс. кв. метров аварийного жилья - бывших времянок, в которых проживают более 22 тыс. человек. Несколько десятилетий назад эти люди приехали на "стройку века" по зову сердца, выполняя свой долг перед страной. Они были вправе рассчитывать, что и страна выполнит свой долг перед ними. Но сегодня они оказались просто лишними. Финансирование из федерального бюджета замены ветхого жилья и переселения бамовцев сведено до минимума. В 1996 г. для бурятского участка БАМа был выделен лимит в сумме 14,6 млн. деноминированных рублей. Реально в республику поступило только 435,5 тыс. руб. В 1997 г. ассигнования вовсе не были предусмотрены. В 1999 г. выделено 6,5 млн. руб.
Как в этих условиях будет решаться судьба жителей Тоннельного, сложно представить. А времени на поиск решения остается все меньше и меньше - в сентябре на севере Бурятии наступают холода. И ситуация из конфликтной грозит перерасти в чрезвычайную.