Одна из особенностей операции, проводимой федеральными силами на Северном Кавказе, заключается в естественном возникновении вокруг Чеченской Республики "повышенного напряжения". Под транскрипцию этого явления подпадают не только специальные полицейские меры по обеспечению безопасности, но и состояние хозяйственных комплексов республик, краев и областей Юга России, испытывающих в связи с массовым перемещением людей и техники дополнительные нагрузки. Особенно это касается инфраструктурной сферы и системы коммуникаций - дорог, аэропортов, железнодорожных станций.
По словам начальника аэропорта "Владикавказ" Бориса Даурова, только с ноября прошлого года аэропорт обслужил дополнительно около 400 самолетов, однако федеральные министерства и ведомства, по чьим заказам выполнялись работы, не выделили для оплаты ни рубля. Более того, решением Федеральной службы воздушного транспорта от 5 ноября 1999 г. аэропорт "Владикавказ" закрыт для зарубежных рейсов, что также негативно отразилось на экономическом (следовательно, и техническом) состоянии аэропорта. "Авиалинии с Турцией и ОАЭ приносили ежемесячно до двух миллионов рублей дохода, что позволяло поддерживать в рабочем режиме авиационную технику. За полгода все накопленные оборотные средства потрачены на зарплату служащим, а в танкерах осталось всего 50 тонн керосина, которых хватит на несколько дней работы. Ведущиеся сейчас с Федеральной службой воздушного транспорта переговоры о возвращении аэропорту "Владикавказ" международного статуса пока не дали конкретных результатов, и если они затянутся еще на полгода, аэропорту будет угрожать банкротство. Урегулировать финансовые проблемы можно совместно с заинтересованными федеральными ведомствами, однако далеко не все, включая Министерство обороны, проявляют склонность к сотрудничеству".
Причина многих проблем кроется в характере отношений между федеральным Центром и субъектами Федерации, приграничными с территорией, на которой проводится контртеррористическая операция. Эти отношения нуждаются в законодательном совершенствовании. Им необходимо придать на государственном уровне соответствующий статус, который бы гарантировал возмещение ущерба, неизбежного при проведении операций такого свойства и масштаба. Кстати, введение таких гарантий через государственную законодательную систему скорректировало бы поведение некоторых федеральных структур, не всегда просчитывавших последствия своей деятельности. В таком контексте актуально звучит принятое недавно парламентом Северной Осетии заявление, в котором подчеркивается, в частности, что "депутаты осознают значение проводимой федеральными силами на Северном Кавказе операции по уничтожению банд террористов, но нельзя и дальше не обращать внимания на серьезные социально-экономические потери Моздокского района республики". Парламент предложил создать специальную правительственную комиссию для оценки ущерба экономике района в ходе военных действий 1994-1996 гг., который, по самым предварительным данным, превышает 50 млн. руб. При этом важно помнить, что кроме прямого ущерба от действий федеральных сил есть и косвенные потери, например, в виде серьезного сокращения инвестиций. Иностранные бизнесмены, по вполне понятным причинам, настороженно воспринимают деловые (даже очень выгодные) предложения, исходящие от сопредельных с Чечней субъектов Федерации.
В периметре зоны контртеррористической операции существует еще целый ряд негативных обстоятельств. По мнению министра по чрезвычайным ситуациям Северной Осетии Бориса Дзгоева, "при доставке гуманитарной помощи в приграничные с Чечней территории, возникают крайне запутанные, не поддающиеся логическому объяснению ситуации". В аэропорт "Владикавказ" за последние пять месяцев поступило более 5,5 тыс. тонн гуманитарных грузов. Принимающая грузы сторона, в данном случае МЧС Северной Осетии, по казуистически запутанным законам бюрократии несет немалые материальные затраты. Согласно всем международным нормам, такие грузы после прохождения через таможенный контроль должны быстро попадать в районы бедствия, отмечает министр. Он считает, что "в России эта почти механическая для международной практики процедура обросла необходимостью согласования с различного рода ведомственными и межведомственными комиссиями федерального уровня". Приняв в аэропорту "Владикавказ" очередную партию гуманитарной помощи для Чечни, МЧС Северной Осетии обязано выдать республиканской таможне гарантийное письмо-обязательство о "растаможке" груза в течение двух месяцев. Все бы ничего, да заседания федеральной межведомственной комиссии, занимающейся этими проблемами, проходят всего два раза в месяц, а грузы для Чечни поступают непрерывным потоком из множества стран и международных организаций. К тому же федеральным чиновникам, например, во время предвыборной президентской кампании было явно не до заседаний в подобных комиссиях. А таможенники не ждут. Прошло два месяца - штраф. Вот и накопилось у МЧС Северной Осетии таких штрафов за пять месяцев почти на три миллиона рублей. "Картина более чем странная, - страдает от бюрократических проволочек организация, помогающая страждущим", - считает Дзгоев.
Есть еще одно обстоятельство, к которому необходимо привлечь внимание. В связи с контртеррористической операцией в Моздоке дополнительно развернуты представительства 15 различных федеральных министерств и ведомств, включая, естественно, военные. Население небольшого районного центра выросло более чем в полтора раза. При этом не произошло никаких изменений в инфраструктуре города. Единственная гостиница переполнена. Узкие улицы с трудом справляются с резко возросшим транспортным потоком. Военной гусеничной техникой разбиты многие объездные дороги, выведены из сельскохозяйственного оборота сотни гектаров плодородных земель. Федеральные чиновники за полгода чеченских событий не построили даже для себя хотя бы одну относительно дешевую модульную гостиницу. Судя по всему, они об этом даже не задумывались. К такому выводу приходишь невольно, учитывая, что многочисленные обращения районных и республиканских властей Северной Осетии к федеральному Центру о возмещении ущерба остаются с 1996 г. без внимания. Если такая позиция является сознательным выбором, она уязвима со всех точек зрения. Если же позиция связана с традиционным бюрократическим образом поведения, она слишком ярко иллюстрирует чиновничье равнодушие к идеям федерализма и территориальной целостности России.
Владикавказ