В ПОСЛЕДНЕЕ время все чаще стала появляться информация об открывающихся в России многочисленных иностранных учебных заведениях. Но лишь события в Чечне заставили более пристально присмотреться к деятельности этих "храмов знаний". И тут-то вскрылись интересные факты. Многие чеченские боевики являлись выпускниками этих медресе, лицеев, и других подобных спецшкол. Под прикрытием изучения ислама студенты познают и впитывают в себя ценности пришлых учителей. Доходит просто до курьезов.
В некоторых лицеях, к примеру, не преподаются реформы Петра Великого, итоги Второй мировой войны, но зато бойко заучиваются цитаты отца всех турок Ататюрка и превозносятся победоносные войны Османской империи. Всемирная и история родного Отечества здесь открыто искажаются, а подчас просто переписываются набело. Вот лишь одна цитата из учебника, по которому учатся россияне в турецких лицеях: "...Жить в бесконечной борьбе не на жизнь, а на смерть - качества, присущие далеко не всем нациям, а вот у тюрок они видны невооруженным взглядом. Поэтому и была поставлена цель взять весь мир под спокойную и надежную гегемонию тюркского племени... Согласно современным историкам тюрки, научившись управлять стадами скота, навыки эти перенесли на людей, заложив основу современной цивилизации. Они привили всем другим народам основы права, организации и государственного строительства... Ввиду того, что тюрки по культуре и цивилизации превосходили население тех областей, куда они переселялись, они навязывали ему свое превосходство и обучали цивилизации..." Вот так-то! Из всего этого можно понять, что сегодня настал черед россиян "оцивилизовываться" по-турецки.
Начали турецкие миссионеры с тюркоязычных районов России, но затем эта волна накрыла и другие части РФ. Приведу неполный список действующих у нас турецких образовательных учреждений. В Республике Татарстан открыто восемь лицеев (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Бугульма и Альметьевск), в Республике Башкортостан - четыре лицея (Уфа, Стерлитамак, Нефтекамск и Сибай). В Чувашии с 1993 г. действует лицей в Чебоксарах. По одному лицею открыто в Карачаево-Черкесии и Туве. В Якутии (Республика Саха) - сахатурецкий анатолийский колледж в городе Якутске. В Дагестане - колледжи и лицеи в Махачкале, Дербенте и селе Буглеи Буйнакского района. Один лицей работает в Астрахани.
Как правило, финансируются данные учебные заведения различными турецкими фирмами, благотворительными фондами, акционерными обществами и ассоциациями: "Нурджулар", "Серхат", "Торос", "Паландюкен", "Чорук", "Феза", "Чаг огретим ишлетмелери". Некоторые из них настолько известны, что ими пришлось заинтересоваться нашим компетентным органам. И следы их нашлись не только в Чечне, но и в ряде структур государственной власти. Помимо образовательных программ, эти организации занимаются и активным лоббированием, и подкупом местных чиновников.
Говоря о возникшей в последние годы в России параллельной системе образования, хочется привести еще несколько фактов, повергающих в недоумение. Подавляющее большинство учителей в этих лицеях - граждане Турции, не имеющие подтверждения уровня их образования, а также права заниматься трудовой деятельностью в России. Образованная по распоряжению Министерства общего и профессионального образования РФ комиссия установила, что проверенные ею в Республике Татарстан татаро-турецкие лицеи вообще не имеют свидетельства о государственной аккредитации, а соответственно права выдачи аттестатов государственного образца. Тем не менее они из года в год наделяют своих выпускников заветными корочками в обход российских законов.
Любопытно заметить, что отбор во все эти учебные заведения достаточно строг и ведется на конкурентной основе. Но и здесь есть свои восточные тонкости. Предпочтение отдается детям из сельских районов, которые, по мнению преподавателей, более подвержены турецкому влиянию. Перед ними ставят задачу добиться права продолжения образования в Турции. Как впоследствии будут использованы столь проверенные, подготовленные и благодарные своим учителям кадры, известно лишь Аллаху.
В самом факте появления национальных школ у нас в стране нет ничего предосудительного, но в данном случае, когда в учебных заведениях ведется явная пропаганда идей радикального ислама и построения единого исламского государства, должны, пожалуй, существовать механизмы контроля за образовательным процессом.
Очевидно лишь, что лозунгу "Лишь только тот счастлив, кто может сказать: "Я - Турок!" становится все теснее в границах Турецкой Республики.