РУКОВОДСТВО Дагестана поддержало инициативы президента РФ Владимира Путина как по разделению страны на семь федеральных округов, так и по внесенным в Государственную Думу РФ и принятым в первом чтении проектам федеральных законов "О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон, "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления". Однако местные наблюдатели отмечают некоторую сомнительность позитивных последствий для страны и республики реализации этих предложений главы государства, поскольку здесь полагают, что вряд ли кто-нибудь сможет лучше представлять и отстаивать интересы Дагестана в верхней палате российского парламента, чем глава Госсовета и председатель Народного собрания.
Избрание нового президента страны и начатые им преобразования породили различные слухи и домыслы, распространяемые лицами, заинтересованность которых в сохранении стабильности Дагестана, его единства и целостности сомнительна. Так, определенные политические круги упорно муссируют разговоры о якобы предстоящей смене власти в республике. При этом в зависимости от источника называют две версии развития событий. Первая - президент страны вынуждает нынешнее руководство Дагестана уйти в отставку и назначает свою креатуру. Вторая - будет реализован своего рода вариант ухода Ельцина со своего поста, и нынешний глава республики в ближайшее время, не дожидаясь конца конституционного срока полномочий, передаст власть преемнику.
Думается, авторы этих домыслов не учитывают ряд серьезных обстоятельств, из которых можно выделить следующие. Множество факторов говорит о том, что позиции нынешнего руководства республики (главы республики, главы парламента и главы правительства) в настоящее время как никогда прочны. Дагестанцы всегда были сторонниками легитимного развития событий, и республика, по существу, была единственным субъектом РФ, где Верховный Совет доработал до конца срока своих полномочий. Поэтому досрочное прекращение полномочий какого-либо органа власти здесь представляется нереальным событием. Кроме того, в Кремле обладают достаточно полной информацией о ситуации в Дагестане и отдают себе отчет в том, что навязывание республике людей "со стороны", не имеющих практики работы на месте, какими бы теоретиками они ни были, может дестабилизировать обстановку и создать реальную угрозу территориальной целостности страны.
Хотя Владимир Путин и не назвал Дагестан в числе субъектов, конституции и законы которых должны быть приведены в соответствие с общероссийскими, после заявлений отдельных чиновников федерального уровня в республике и за ее пределами активизировались силы, высказывания и действия которых никоим образом не способствуют стабильности в Дагестане, его территориальной целостности в составе РФ. Создается впечатление, что чем Дагестану хуже, тем этим деятелям лучше. Так, в настоящее время на стадии рассмотрения в Конституционном суде РФ находится иск лидеров и идеологов независимого профсоюза водителей и предпринимателей Республики Дагестан о несоответствии норм республиканского законодательства о национально-территориальных округах российскому законодательству. За их действиями, по некоторым сведениям, стоит ряд политиков, пытавшихся в свое время уравнять в правах народы Дагестана и коренные малочисленные народы. Одновременно в центральных и республиканских СМИ участились нападки на порядок формирования органов государственной власти Дагестана в целом.
В связи с этим можно напомнить, что такие сложноструктурированные общества, как Дагестан, требуют скрупулезного учета не только прав личности, но и прав народов, что достаточно давно и хорошо поняли в той же Западной Европе и других частях света, в ряде государств которых реализованы нормы так называемой согласительной демократии. Поняли это и в Дагестане. Именно имевшими место в республике жестокими реалиями, серьезными межнациональными проблемами (не в последнюю очередь обостряемыми лидерами так называемых национальных движений), необходимостью согласия в республике был вызван к жизни существующий порядок формирования Народного собрания и Государственного совета Дагестана. Можно также напомнить, что в начале 1994 г. проект республиканского законодательства о выборах полностью соответствовал российскому. Тогдашним Верховным Советом Республики Дагестан и был принят такой закон о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления. Выборы по этому закону в ряде многонациональных городов и районов (Махачкала, Каспийск, Кизилюрт и др.) привели к массовым манифестациям и митингам протеста против того, что в соответствующие городские (районные) собрания оказались избранными представители одного-двух наиболее многочисленных на этих территориях народов, а другие народы оказались вовсе не представленными. Этот опыт вызвал актуальную и срочную необходимость учета национального фактора на выборах всех уровней, так как в противном случае Дагестан мог превратиться во второй Ливан или развалиться на части. Опыт республики, бесконфликтное сосуществование ее народов благодаря действующему порядку формирования исполнительной и законодательной ветвей власти, а также представительных органов местного самоуправления получили международное признание и достаточно высокую оценку у зарубежных политиков, а наши доморощенные политиканы хотят нас ввергнуть в пучину межнационального противостояния. Последнее указывает еще на одну проблему: Конституция России 1993 г. и отдельные ее нормы с учетом всех реальностей и потребностей российского общества требуют пересмотра в ближайшее время.