Александр Филипенко. Фото автора |
-АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ, какова была ваша первая реакция на сообщение о начале реформы государственной власти в России?
- Было ощущение некоторой неожиданности, хотя эта тема давно витала в воздухе. Еще с президентом Ельциным мы множество раз обсуждали проблемы института представителей власти, говорили о необходимости приведения регионального законодательства в соответствие с законодательством центральным. Тогда, правда, все это ничем не закончилось. Теперь налицо совершенно иной подход: конкретный, целенаправленный. Подход, безусловно, правильный. Однако, начиная эту работу, важно учитывать, что концентрация сил и средств при этом должна быть в разумных пределах. Безусловно, эффективность федеральной власти должна повышаться. Но ни в коем случае за счет ослабления власти региональной. По сути, власть центральная, федеральная и власть региональная - это своего рода сообщающиеся сосуды. Чрезмерное усиление одного властного института непременно обернется ослаблением другого. Вспомним, какие главные задачи стоят сейчас перед нами? Навести порядок в стране, сделать эффективной экономику. Но любые решения, принятые президентом или парламентом, будут исполняться людьми, сидящими на земле, - региональной властью. Ослаблять ее нельзя. Это обернется непоправимыми потерями. И федеральная, и региональная власти должны работать в едином согласованном режиме.
- Реакция руководителей субъектов Российской Федерации на предложения президента Владимира Путина по реформированию государственной власти неоднозначна. В открытую критиковать эти предложения мало кто осмелился, но и особых восторгов по этому поводу в губернаторской среде не наблюдалось. Теперь главы российских регионов, похоже, замерли, ожидая следующих шагов президента. По-вашему, какими будут эти шаги?
- Прогнозы, тем более политические, дело не самое благодарное. Все, что инициировано президентом, преследует одну цель - сделать государственную власть более эффективной. Уже определен и механизм решения этой задачи. Разрабатываются необходимые документы, определены федеральные округа, назначены их руководители. Перед правительством, Государственной Думой, федеральными органами поставлена задача создать соответствующую инфраструктуру. Считаю, что вся эта работа выполняется достаточно взвешенно, с соблюдением всех действующих в нашей стране законов.
- Тем не менее некоторые аналитики уже отметили серьезные противоречия между предложениями президента Владимира Путина и ныне действующей российской Конституцией.
- Не вижу таких противоречий. Разумеется, какие-то новации для федерального законодательства потребуются - все это будет учтено в законопроектах. На мой взгляд, существенных проблем, с точки зрения конституционности, в президентских инициативах нет.
- Как вы отнеслись к заявлению губернатора Курской области Александра Руцкого о необходимости своеобразной переаттестации президентом руководителей регионов и о потенциальной его готовности уйти в отставку?
- Я бы не хотел сейчас давать какие-то оценки поступкам своих коллег. Хотя бы потому, что процесс реформирования власти только начался, задачи президент определил, пути их решения намечены. Общение, которое есть у президента с губернаторами, с членами Совета Федерации, свидетельствует: есть общее понимание проблем и общее стремление к их решению. Разумеется, не все здесь гладко. Есть моменты, требующие дополнительного изучения, исследования, корректив. Пожалуй, самый больной вопрос - проблема губернаторского иммунитета. Мне кажется, что доверие, которое оказывают руководителю региона миллионы людей, должно непременно сопровождаться гарантиями неприкосновенности. Это просто необходимо для нормальной работы. Вы себе представляете руководителя огромной территории, который сидит в кресле с единственной мыслью, как бы кого-нибудь не обидеть? Такое просто нельзя себе представить.
- Недавно в стенах Государственной Думы родилась еще одна инициатива, имеющая самое прямое отношение к Ханты-Мансийскому автономному округу. Депутаты Государственной Думы Юрий Малюков, Алексей Михайлов и Геннадий Райков предложили внести поправки в закон о совместном разделе продукции.
- Предложение толковое, но я другое скажу. Закон о совместном разделе продукции - порождение нашей нестабильной эпохи. В условиях нормально действующей экономики необходимость в подобном законе автоматически отпадает. Этот закон не в России придуман. Опыт других государств свидетельствует: подобный закон необходим для регламентации отношений сторон. Разумеется, в нынешних российских условиях без закона о совместном разделе продукции не обойтись. И я двумя руками за этот закон. Именно он дает возможность дать вторую жизнь низкорентабельным малоэффективным месторождениям, выстроить разумную, четко действующую налоговую систему. Повторяю: после того как ситуация в стране стабилизируется, после того как экономика начнет действовать нормально и сформируется взвешенная фискальная система и масштабная инвестиционная политика, необходимость в законе о совместном разделе продукции отпадет. А пока этот закон обеспечивает рациональный подход к тем деньгам, которые уже вложены. Не секрет, что сотни миллиардов долларов вложены в обустройство скважин, но доходов эти скважины не дают, потому что слишком высоки налоги. Сама жизнь требует: система налогообложения должна быть гибкой, избирательной. Кстати, у нас в Ханты-Мансийском автономном округе есть опыт использования гибкой системы налогообложения для различных предприятий. Эффект очевиден. Гибкая система налогообложения дала нам возможность инвестировать немалые суммы в развитие производства, помогла получить дополнительные доходы в окружной бюджет.
- В каком виде регионам выгодно получать расчет за добываемые на своей территории полезные ископаемые: в виде чистых денег или в виде части от добытых ископаемых?
- В нынешних конкретных условиях нам выгоднее получать оплату за добытые на нашей территории полезные ископаемые в виде натуральной продукции. В этом случае, с учетом всей сложившейся в стране социально-экономической ситуации, имеется масса вариантов, как минимизировать расходы по оплате налогов и снизить так называемую налогооблагаемую базу. Более выгодна такая форма расчета и для государства, потому что поступление налогов в казну в этом случае гарантировано.
- Началось лето - время отпусков. Для северных регионов это всегда был показательный период. По маршрутам отпусков и числу выезжающих на отдых всегда можно было судить о достатке северян, соответственно - об уровне социальной напряженности в регионе...
- Действительно, отпуск для северян был и остается важным социальным параметром. Судя по началу нынешнего отпускного периода, можно с уверенностью сказать: доходы жителей округа растут, количество людей, имеющих возможность отдохнуть в теплых краях, выросло. В этом есть и заслуга администрации округа. У нас приняты решения о поддержке пенсионеров, о поддержке бюджетников. Мы стараемся без задержек выплачивать и зарплату, и отпускные. Однако доходы жителей региона не успевают за ростом цен в стране. Возьмем тех же отпускников. Оказывается, сегодня железная дорога у нас просто "захлебнулась" - не справляется с потоком желающих выехать с территории округа. С одной стороны, это хорошо: у людей есть деньги, чтобы уехать, чтобы отдыхать. С другой - это свидетельство того, что билет на самолет для многих стал недоступен по цене и они вынуждены довольствоваться железной дорогой. Последнее весьма показательно, ибо северяне привыкли перемещаться очень быстро.
- Рост доходов населения Ханты-Мансийского автономного округа связан в первую очередь со скачком цен на нефть...
- Не только. Кризис научил нас работать по-новому. Мы коренным образом пересмотрели свое отношение к организации производства, к структуре запретов. В итоге по многим социальным параметрам мы вышли на докризисный уровень 1998 г. Мы рассчитались с долгами, второй год наращиваем производство. Темпы нашего роста за четыре месяца в этом году выросли на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Налицо динамика роста. Это серьезный успех. Теперь у нас появилась возможность тратить деньги на геологоразведку, пытаемся решать проблему сноса непригодного, в том числе и аварийного, жилья.
- Вернемся к масштабным планам российского президента по реорганизации государственной власти. Многие ваши коллеги - руководители российских регионов уже высказали осторожное опасение: если реформа будет доведена до конца, губернаторы непременно лишатся части своих прав и полномочий. Вы разделяете подобные опасения?
- Поживем - увидим. Но я по-прежнему выражаю уверенность, что и у президента, и у людей, которые готовят механизмы реализации возможных решений, есть понимание простой истины: власть должна быть сильна во всех звеньях. На любом уровне - федеральном, региональном, муниципальном - иначе ничего из затеянных реформ не получится. Насколько я понимаю, главная цель президента во всех его реформаторских действиях - выстраивание четко работающей системы власти, чтобы в этой иерархии верховенство федеральных законов было не ложным, а реальным делом, чтобы живущие в России люди обладали одинаковыми равными правами, чтобы деловые люди строили свой бизнес по одинаковым правилам на всей территории Российской Федерации. Это главная забота. Думаю, не в интересах президента и федеральной власти, если ослабеют позиции регионов. Повторяю: нельзя усиливать центр в ущерб регионам.