Уважаемый Виталий Товиевич!
Благодарим вас за освещение экспедиции на машинах "ЗИЛ-433420", предпринятой нашим Клубом и заводом ЗИЛ. Экспедиция успешно финишировала в Уэлене 18 апреля в 13 часов по чукотскому времени, пройдя путь в 14 тыс. км. Экипажи машин установили рекорд, которым мы можем гордиться: на этом пути потерпели фиаско и английские "форды" (1994 г.) и итальянские "Ивеко" (1995 г.) В Москве с Красной площади машины провожали председатель Госкомсевера В.Гоман, другие высокопоставленные лица. 7 марта участников на редкость тепло и заинтересованно приветствовал в Якутске президент М.Николаев. И вот обидная, ничем неоправданная статья Евгения Рожнова из Анадыря, опубликованная в "Независимой газете" 20.04.2000 г.
Автор пишет, что "в настоящее время участники находятся в селе Инчоун, что приблизительно в 300 км от Уэлена". Расстояние от Инчоуна до Уэлена по прямой 30 км, а не 300, по вездеходной дороге - 40 км, в Инчоуне наша автоэкспедиция была три дня назад. Но эти ошибки - географические и временные - не так досадны, как разговоры, которые следуют дальше. У нас нет договора с администрацией Чукотского автономного округа, у нас нет договора с "Чукоттуром", поэтому эти "договора" мы не могли нарушать.
Я, как вы понимаете, никому ничего в своей родной стране не должен "докладывать". Рожков пишет: "Экспедиция по своему усмотрению меняла маршруты следования". Автор, видимо, думает, что три полноприводных "ЗИЛа" - это заяц, который может петлять, чтобы запутать охотника. И, наконец, образ автора "Чукотка - не проходной двор" не делает ему чести. Разве про какой-нибудь другой регион России можно сказать, что он - "проходной двор"?
Обидно, что напечатана заметка с откровенными ошибками и непонятной политизированной тональностью.
Только что я послал факс губернатору А.В. Назарову, где искренне поблагодарил его за помощь в поселках Певек, Эгвекинот, Мыс Шмидта, Лаврентия, Уэлен.
Если ваш сотрудник Алексин В.И., который так удачно освещал рекордный поход "ЗИЛов", будет готовить еще один материал, то прошу его упомянуть о нашей глубокой благодарности людям в поселках на пути каравана, о помощи пограничников, портовиков в Певеке, летчиков ГУАП "Чукотавиа", глав районных администраций.
Почитатель "Независимой газеты", искренне ваш Дмитрий ШПАРО,
директор клуба "Приключение", организатор каравана
* * *
КОГДА пишутся эти строки, российские "ЗИЛы", стартовавшие из Москвы, пройдя тысячи километров через Сибирь, Якутию и Чукотку, достигли крайней северо-восточной точки России - поселка Уэлена, затем дошли до Лаврентия и теперь "отдыхают" в одном из гаражей Чукотского райцентра. Пройдено по бездорожью тайги и тундры более 13 тыс. км - рекорд, который, возможно, войдет в знаменитую Книгу Гиннесса. Честь машинам, которые были изготовлены на российском заводе, хвала экипажам, проводникам и членам экспедиции, которые проявили мужество и мастерство в этой нелегкой и даже опасной экспедиции. Результаты и итоги автоэкспедиции непременно будут рассмотрены специалистами. Специалисты и дадут со временем взвешенные оценки этому событию.
Известно, что автоэкспедиция шла под флагом московского клуба "Приключение", которым руководит известный путешественник Дмитрий Шпаро. Сам руководитель московского клуба не участвовал в экспедиции, находился в Москве и поддерживал связь по телефону с теми, кто преодолевал на "ЗИЛах" горные перевалы и заснеженные тундровые равнины.
О том, что автоэкспедиция пройдет по территории Чукотки, в округе стало известно сравнительно давно. Еще 31 марта нынешнего года губернатор Чукотки Александр Назаров подписал распоряжение за номером 121-рг. В нем перечислялись города и поселки, в которые разрешался въезд экспедиции.
Дело в том, что Чукотский автономный округ является пограничным, и в соответствии с постановлением правительства РФ пребывание на территории округа иностранцев регламентируется определенным порядком. Капитаном и спонсором автоэкспедиции была итальянка Стефания Дзини. В этой же экспедиции должен был участвовать и известный итальянский журналист Джульетто Кьеза. Поэтому разрешение на въезд в погранзону они должны были получить от администрации округа.
Более того, на территории Чукотки находится несколько заповедников, в том числе самый большой природно-этнический парк "Берингия". Движение по парку любого транспорта осуществляется только с разрешения руководства парком и в сопровождении специальной службы парка. Запрещается вести на территории парка всякие кино- и видеосъемки. Таков порядок.
Распоряжение губернатора пишется на основании заявки той или иной экспедиции. Это своего рода договор. Экспедиция просит разрешения пройти по тому или иному маршруту, губернатор распоряжением разрешает это сделать, но ставит при этом определенные условия, выполнение которых для экспедиции обязательно.
По распоряжению губернатора иностранным членам автоэкспедиции разрешалось посетить города Анадырь, Билибино, Певек, а также поселки Иультин, Эгвекинот, Провидения, села Лорино, Уэлен, Лаврентия. Распоряжение обязывало автоэкспедицию при пересечении территории природно-этнического парка "Берингия" не производить кино- и видеосъемки и осуществлять это передвижение в сопровождении инспекционной службы парка. По распоряжению "ответственность за жизнеобеспечение, медицинское страхование, регистрацию членов экспедиции в местах пребывания" возлагалась на центр развития туризма "Чукоттур". А Управление по делам ГО и ЧС округа отвечало "за осуществление возможных поисково-спасательных работ".
Нужно сказать, что все пункты распоряжения главы Чукотского автономного округа экспедиция нарушила. Прежде всего автоэкспедиция пошла совсем иным маршрутом - Певек-Шмидт-Ванкарем-Нутепельмен-Энурмино-Инчоун-Уэлен. Как видим, ни один из этих поселков, кроме Певека и Уэлена, не указан в распоряжении. Почти все они находятся на территории ПЭП "Берингия". Ни разрешения, ни сопровождающих для перехода в этом направлении парка у экспедиции не было. Директор ПЭП "Берингия", доктор биологических наук, автор многих книг в защиту северной природы и животных, Николай Железнов просил обязательно сослаться на него. "Многие считают, - говорит ученый, - что берлоги белых медведей находятся только на острове Врангеля. Это не так. Есть берлоги, хоть и в небольших количествах, и на побережье. Движение тяжелых машин по побережью недопустимо. Мы всячески боремся с подобным "пиратством". Эти северные, заповедные места очень уязвимы для мощной техники. Если кто-то из местных властей разрешает движение мощных машин по территории парка - это грубейшее нарушение закона".
Не могли выполнять возложенных на них обязанностей распоряжением губернатора ни Управление по делам ГОиЧС округа, ни ЦРТ "Чукоттур".
Начальник Управления по делам ГОиЧС Михаил Зивилев неоднократно звонил в Москву Дмитрию Шпаро с просьбой дать координаты экспедиции, чтобы можно было непосредственно поддерживать связь, но не получил их. "Мы не знали ни о маршруте автоэкспедиции, ни о том, как она проходит тот или иной отрезок пути. Связи с экспедицией не было. О том, что она еще существует, мы узнавали, когда экспедиция прибывала в населенный пункт. Мы не знали, что делать, когда экспедиция не дошла до Ванкарема и о ней ничего не было слышно почти две недели". Из слов Михаила Зивилева становится ясно, что, случись что-то трагическое с автоэкспедицией, с людьми, поисковики Чукотки не знали бы, где искать экспедицию.
А под Ванкаремом произошла серьезная поломка одной из машин автоэкспедиции. Вертолетчики "Чукотавиа" выполнили спецрейс по заданию экспедиции из Анадыря на Шмидт и доставили под Ванкарем запасные части. Слава богу, все обошлось, а ведь могло случиться и худшее. С Севером шутки плохи, и подстраховка в любом деле просто необходима. Самонадеянность здесь, как правило, жестоко наказывается самой природой.
Потому-то и пишутся распоряжения, создаются поисково-спасательные группы, чтобы вовремя уберечь людей от беды.
Чукотка теперь притягательна для многих экспедиций. Кого только тут не было за последние несколько лет. В основном гости соблюдают установленные на местах правила поведения и жизни. Несколько раз на Чукотке был и Дмитрий Шпаро. Мне лично доводилось не единожды встречаться с ним. Он часто ведет себя так, будто один знает, как жить на Чукотке, как преодолевать ее снежные просторы. Только он знает ее сложности и трудности. Но почему-то не особенно хочет считаться с опытом и мнением местных жителей. А ведь Дмитрий Шпаро неоднократно бывал на Аляске, где передвижение подобных экспедиций также жестко регламентировано. И вряд ли вот так же кто-нибудь из иностранных и американских путешественников может нарушать местные американские порядки и законы.
Теперь об ошибках и нестыковках в моей заметке, раскритикованной Дмитрием Шпаро. Разумеется, что от Инчоуна до Уэлена не 300 км, а 42 по зимнику, пробитому вездеходами. Но в информации писалось, что экспедиция находится в районе Инчоуна приблизительно в 300 км от Уэлена. Было ясно, что экспедиция дойдет до цели. Потому в заголовке и говорилось: "ЗИЛы" почти у цели".
Небольшое расхождение в сроках можно объяснить одним - информацией о движении экспедиции обладал один Шпаро, и он, находясь в своей теплой московской квартире, почему-то не захотел обеспечить связью местных руководителей и поисковиков с членами организованной им экспедиции. Почему? На этот вопрос в Анадыре ответа нет. В результате, чтобы получить информацию, мне приходилось расспрашивать жителей поселков по телефону. С нашей связью неизбежны искажения. К тому же и на местах ничего не знали об автоэкспедиции.
Почти по маршруту "ЗИЛов" следует еще одна экспедиция - два француза на анфирейнжере. Со стороны данной экспедиции нарушений пока нет. Выходит, есть с кого брать пример.
Анадырь