Мира и согласия давно ждут в чеченских селениях. |
- На протяжении двух веков Чечня находится в эпицентре военно-политических событий на Северном Кавказе. Об этом вы пишите в своих произведениях. Почему, на ваш взгляд, у чеченского народа такая участь?
- Разгадку этого феномена я пытаюсь найти всю жизнь. Однозначного ответа здесь и не может быть. Главную причину перманентных трагедий чеченского народа я вижу в недостаточном уровне образованности. Не в смысле мудрости, приспособленности к жизни, а именно в знаниях и религии. Это видно при сравнении с нашими соседями по региону. Например, в Дагестане уже в XVI веке были свои богословы. Они читали и переводили Коран, были сведущими и в различных областях знаний. В XIX веке в научных кругах Петербурга и Москвы можно было встретить дагестанцев. Чеченцы подобным похвалиться не могут.
Снабжение населения Чечни продовольствием - задача, решение которой во многом зависит
от российских военных. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
Любое общество зиждится на четыре столпах: просвещении, здоровье, культуре и экономике. Но основой основ всего является просвещение, от которого зависят остальные составляющие. У нас же не было культа учебы. В нашем фольклоре восхваляются мужество, сила, отвага, а не ум. Вот почему чеченцев так легко вовлечь в любую авантюру. Этим умело воспользовался Шамиль в прошлом столетии, превратив Чечню в театр боевых действий. По этой же причине у чеченцев нет спаянности, внутреннего согласия. Для нашего народа характерно нетерпимое отношение к своим лидерам. Многие этим даже гордятся: мол, мы не признавали господ и создали уникальное демократическое общество. Но на самом деле это свидетельство отсталости. У нас нет ни государственного мышления, ни национальной идеи.
"Миссионеры", как правило, преследуют корыстные цели или являются агентами государств, которые имеют определенные интересы в регионе. Неважно, что некоторые из них сами чеченцы. Служат они не чеченскому народу. Исторически повторяющиеся трагедии Чечни - результат низкого уровня нашего сознания. Правда, возможности учиться у чеченцев не было ни при царизме, ни при советской власти. А за последние 10 лет система образования в республике вообще пришла в упадок. Мы породили поколения полуграмотных людей.
- По-вашему, события в Чечне были кем-то спланированы?
- Я в этом уверен. Сценарий подготовлен далеко и наверху - нам эти кабинеты отсюда не видны. Но ведь общественное бурление было и в других регионах, и другие народы из напряженной ситуации вышли относительно цивилизованно. Малочисленная же чеченская интеллигенция не смогла повлиять на массы. Политикам не хватило ни мужества, ни дальновидности, чтобы предостеречь народ от опасности. Глава республики Доку Завгаев ни разу не вышел к митингующим. Он не нашел нужных слов, чтобы обратиться к ним. Посмотрите, как сплотились политики, религиозные деятели, интеллигенция Дагестана, как только беда постучалась к ним. Наши же руководители или трусливо бежали из республики, покинув народ, или переметнулись к недавним оппонентам. На политической арене при любой власти мы постоянно видим одни и те же лица. Выбора у нас нет - слишком малочисленны наши подготовленные кадры.
- Отличаются ли на деле отношения между чеченцами от сложившегося стереотипа об их исключительной взаимовыручке и взаимоподдержке?
- Это о нас сказано: чеченцы, как лошади: когда собираются в табун - дерутся копытами, а врозь ржут, скучают друг по другу. Так вот. Цементирует общество только образование. Только просвещение делает народ мудрым. А мудрый народ выбирает себе мудрых вождей и подчиняется им. Иначе в обществе начинается анархия. Мы были анархистами и остались ими. Чеченцы изо всех сил противятся подчинению другим. Поэтому они совершенно равнодушно относятся к выборам руководителей: мол, какая разница, кто займет должностное кресло? Все равно для меня он господин. Отсюда некий нигилизм по отношению к лидерам.
Конечно, и среди чеченцев есть образованные представители, осознающие необходимость в сплочении для преодоления внутричеченского кризиса. Но большинство из них в последние годы были вынуждены уехать за пределы республики.
- Средства массовой информации изобилуют мифами о чеченцах, рисуя образ народа-монстра, патологически приверженного к бандитизму. Почему нация, входившая в семью советских народов, превратилась чуть ли не поголовно в преступников?
- Это обычная пропаганда. Вспомните тон публикаций и передач в прошлую военную кампанию. В 99% материалов критиковали федеральные войска, варварские методы ведения военных действий, в результате которых гибло гражданское население. В нынешней кампании - ракетно-бомбовые удары и обстрелы более массированные. Масштабы разрушений даже нельзя сравнить с 1994-1996 годами. Жертв среди мирных жителей тоже больше. Если бы не было массового исхода населения в начале военных действий, жертв было бы гораздо больше. Разве ребенок, погибший в 96-м, был лучше того, которого разорвала в клочья бомба через три года? Или мародерство образца 2000-го цивилизованнее того, когда тащили все из брошенных квартир в 95-м? Но об этом умалчивают, выпячивая на первый план жестокость бандитов.
Именно потому, что все СМИ, словно по мановению волшебной палочки, изменили тон выступлений, можно сделать вывод, что план новой кампании был тщательно разработан. Сами же чеченцы - одни просто по глупости, другие, вероятно, за деньги - прекрасно подыграли авторам чудовищного сценария. Разгул преступности за последние три года, особенно захват заложников с отрезанием голов, создал необходимый фон. Как нельзя кстати прогремели взрывы в Москве и Волгодонске. Все расписано как по нотам. Но опять ни у руководителей, ни у народа не хватило сознания, чтобы разобраться, куда их втягивают.
По крайней мере негативный образ чеченцев был создан мастерски. Особенно ловко преподнесено такое явление, как работорговля. Посмотрите, как прекрасно оно организовано. Заложников захватывают в Осетии, Ингушетии, Дагестане и даже в Ярославле и через всю страну везут в Чечню. Иногда несколько пленников умудряются провезти за тысячи километров. Затем в результате операции сотрудников какого-нибудь РУБОПа заложников освобождают в Чечне. Ни в коем случае я не собираюсь оправдывать тех чеченцев, которые занимались этим преступным делом! Но факты невольно наталкивают на мысль, что такая организация дела возможна только на высоком уровне и одним бандитам это не под силу.
Традиции, обычаи чеченского народа прекрасны. Но политическая вакханалия последнего времени, умело управляемая деструктивными силами как в республике, так и за ее пределами, породила негативные явления. Катализатором выступили всеобщий развал, безработица и, конечно, война.
- Значит, война, политическая круговерть в республике будут продолжаться до тех пор, пока деструктивные силы не сочтут нужным их прекратить?
- Не забывайте, что кроме них в продолжении войны заинтересованы и военные, особенно высший офицерский состав. Они получают звания, награды и, что гораздо важнее, огромные деньги. Даже рядовому платят по 700 рублей в день. И это в то время, когда в России месяцами не выплачивают зарплаты! А поборы за проезд через блокпосты, за освобождение задержанных под разными предлогами? Вот почему в командировку в Чечню едут с удовольствием, хотя это связано с большим риском! Неужели вы думаете, что все они так обеспокоены ситуацией в Чечне? Прекратят им платить - силой никого сюда не затащишь. Высокопарные слова об этническом долге - всего лишь мишура, поэтому "конституционный порядок" и наводится топорно.
Патриотами были наши отцы, которые в Великую Отечественную воевали не за вознаграждение, а за Родину. Сегодня с обеих сторон воюют наемники, потому что и те и другие совершенно не жалеют беззащитное население. Стоит ли ради операций против бандформирований численностью несколько тысяч человек превращать в потенциальных врагов России 200-300 тысяч законопослушных граждан?!
Война закончится только тогда, когда и "борцы за народную свободу", и "защитники конституционного порядка" соизволят-таки подумать о несчастном народе. Неужели их амбиции стоят таких жертв, таких разрушений!? Помяните мое слово: они не договорятся между собой. Но погибших не вернешь, а взаимная ненависть будет переходить от поколения к поколению.
- Удивительно, что на этом трагическом фоне в Чечне развернулась ожесточенная борьба за должности. Все претенденты на руководящие кресла, судя по их словам, пекутся о благе народа. Каждый преподносит грандиозный проект обустройства республики. И все-таки каким образом управлять Чечней?
- Еще в 92-м году при Дудаеве в газете "Голос Чеченской Республики" я написал, что единоличное правление чеченскому менталитету не подходит. Мы не любим подчиняться какому-то конкретному человеку. Поэтому парламентская форма организация власти, на мой взгляд, предпочтительнее. Если говорить о нынешней ситуации, думаю, будет ошибкой введение так называемого прямого федерального правления. По сути, это тоже колониальное управление, в той или иной форме использовавшееся и царизмом, и коммунистическими правителями. Главный его минус в том, что оно настраивает местное население против Центра. Надо все делать по Конституции. У чеченцев должны быть те же права, что и у всех народов, населяющих страну. Уже сейчас растет недовольство жителей порядками, установленными военными, когда нельзя из одного села проехать в другое без особого пропуска. Это уже было и при Ермолове, и в годы депортации - и ничего хорошего не получилось. Но российское руководство продолжает наступать на одни и те же грабли. В России проживают сотни народов, а у правительства все еще нет ясной эффективной национальной программы. "Умные мысли и установки" всех экспертов по Чечне вызывают у местного населения усмешку или раздражение.
Проведение поспешных выборов в такой ситуации тоже может навредить. Необходимо сформировать коллегиальные органы власти из наиболее достойных представителей народов, используя различные формы выдвижения. Дело в том, что политические группировки, которые сотнями расплодились в Чечне, в большинстве своем созданы под определенных лиц и используются чаще всего в корыстных интересах. Они пекутся о благе народа лишь на словах. Результатом их деятельности стали безвластие, беззаконие, беспредел, развал экономики, образования, науки, культуры, обнищание народа и, наконец, две кровавые войны. Если мы наконец поймем это, то сможем выбраться из хаоса. Пора бы опомниться.
Гудермес