0
920
Газета Регионы России Интернет-версия

10.06.2000 00:00:00

Экономическое сотрудничество - прежде всего

Александр Назаров

Об авторе: Александр Викторович Назаров - глава администрации Чукотского автономного округа.

Тэги: полпред, губернатор


НАЗНАЧЕНИЕ президентом Владимиром Путиным своих представителей в семи федеральных округах и другие меры по реформированию и укреплению власти оправданны по самой простой причине: они сегодня необходимы.

Раньше представителей в регионах России часто называли "глазами и ушами президента", порой их обвиняли в том, что они следили за местной властью и "закладывали" ее перед Кремлем. Но, вероятно, на том этапе, в той исторической ситуации такая их роль была оправданна: государство было неустойчивым, каждый губернатор изобретал собственные законы в меру своего представления о законодательных процессах и ориентируясь прежде всего на интересы региона, а не Федерации в целом. Это, надо признать, тоже было неизбежно. Российские законы в значительной мере только создавались, они были несовершенны и не охватывали всех сторон российской жизни. В то же время были разорваны устоявшиеся взаимоотношения не только между отдельными субъектами Федерации, но и их связи с Центром. Регионы России оказались в "свободном плавании", им приходилось рассчитывать главным образом на собственные силы. И президент Ельцин был прав, когда в том законодательном, государственном хаосе дал губернаторам широчайшие возможности. Но тогда без президентского ока было не обойтись, за губернаторами, получившими огромную свободу, просто необходим был глаз да глаз: ведь их политические фантазии доходили чуть ли не до отделения областей и краев от России! Сегодня ситуация иная.

Семь представителей президента просто физически не смогут уследить за деятельностью губернаторов в своих округах, особенно таких огромных, как Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Поэтому совершенно ясно, что задачи перед ними совсем не те, что были у их предшественников несколько лет назад. Но ошибаются и те, кто говорит об укрупнении схемы управления государством и пугает нас тем, что представители президента будут этакими "царьками" на местах. Появились даже публикации, в которых утверждается, что Путин, передавая представителям часть своих полномочий, тем самым слагает с себя и часть ответственности. Это заблуждение. Президент не может и не собирается уходить от ответственности, он отвечает за все, народ доверил ему государство, и Путин будет государством управлять. Ясно, что президент не уступит никому из своих представителей той власти, которая принадлежит ему по должности и Конституции. Представители должны восполнить недостающее качество сегодняшней исполнительной власти в России: ее управляемость. В необходимости такого звена власти в сегодняшней ситуации мы убедились на практике в нашем Чукотском автономном округе.

Представители губернатора в муниципальных образованиях Чукотского автономного округа были назначены еще полгода назад, и с тех пор мы успели оценить пользу этого звена власти. На огромной территории нашего субъекта Федерации хозяйственные, экономические связи между отдельными районами зачастую весьма незначительны, каждый район нуждается в поддержке окружного центра. Еще более осложняется управление районами тем, что в огромном, но малонаселенном округе выборы муниципальной власти едва ли не каждый раз вырастают в проблему просто потому, что сложно добиться необходимой явки избирателей. В результате район может месяцами находиться под управлением временного, не самого подходящего для этой роли человека. Представитель губернатора в районе во многом решает эту проблему, он восполняет недостаточность исполнительной власти на местах, помогает отрегулировать взаимоотношения муниципального образования и субъекта Федерации. Но этот человек не вмешивается в непосредственную деятельность органов власти субъекта Федерации и муниципального образования, тем более законодательную. Мы подписали документ о разграничении полномочий на уровне субъектов Федерации: что входит в компетенцию губернатора, что - в компетенцию законодательного органа субъекта Федерации, законодательного органа и главы администрации муниципального образования.

Разумеется, сложно проводить параллель между представителями губернатора в районах нашего автономного округа и представителями президента в федеральных округах. Масштабы совсем иные, а губернаторы и президенты республик - политики гораздо более серьезного уровня. Но одно принципиальное сходство есть: и в том и в другом случае эти люди осуществляют на местах политику, сформированную в Центре, осуществляют полностью, без искажений и местечковой самодеятельности. Более того, все представители властной вертикали должны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ.

Одна из самых серьезных проблем для нашего региона - это северный завоз. Но я даже не буду по этим вопросам обращаться к представителю президента. Организовать этот завоз - моя обязанность как губернатора, я отвечаю за это дело. Мы уже прошли целый этап развития региональной экономики, чтобы совершенствовать завоз и обеспечение округа всем необходимым, перестроили транспортную систему, значительно сократили расходы на топливо, не снижая объемы перевозок, закупили собственные суда, перестроили отношения с энергетиками, стали более рационально пользоваться тепловыми электростанциями, приучили население экономить энергию, сами приучились считать и топливо, и деньги. Приняв на баланс социальную сферу и те объекты, которые нам оставили, уходя, военные, мы пережили колоссальный удар. Но мы выжили. И я думаю, к следующей зиме ситуация будет уже совсем другая, не такая напряженная, потому что сегодня уровень подготовки этих социальных объектов не сравнить с прошлогодним. Но надеяться, что кто-то из Москвы или Хабаровска поможет мне организовать эту работу, что кто-то снимет с меня эту обязанность и ответственность, - абсурд. Другое дело - финансирование, вот это уже проблема не регионального, а федерального масштаба, но в этом году финансирование идет гораздо активнее, чем в прошлые годы, а правительство выходит в Совет Федерации с инициативой об увеличении северного завоза.

Но ни в коем случае не следует думать, что представители президента возьмут на себя какую-то часть наших, губернаторских, полномочий, а значит, и забот. Не для того проводит президент реформу Совета Федерации. Конечно, губернаторы, теряя сенаторские мандаты, получают удар по самолюбию, это можно понять, но взамен сенаторства мы получаем возможность и обязанность плотнее, конкретнее работать в своих регионах, не отвлекаясь на постоянные поездки в столицу (надо сказать, что для руководителей отдаленных российских регионов, таких, как Чукотский округ, Магаданская область, Якутия, эти поездки создают особенно серьезные проблемы). Думаю, кстати, что в нынешнем созыве Совета Федерации мы добросовестно отработали, и одна из важных ролей, которую сыграла верхняя палата российского парламента, это роль стабилизирующая, уравновешивающая.

Совместная работа губернаторов и представителей президента в семи федеральных округах представляется мне как союз, направленный на решение в первую очередь общих экономических проблем. И ведь мы давно настаивали на том, чтобы иметь на Дальнем Востоке экономическое представительство федерального правительства, теперь представитель президента в округе сможет, думаю, выполнять эту координирующую и объединяющую функцию. Более того, для реального укрепления властной вертикали необходимо, чтобы представители существующих региональных объединений, таких, как, например, Ассоциация Сибири и Дальнего Востока, входили в состав российского правительства, защищая там интересы наших регионов.

Но наши усилия в этом направлении не дадут результата, если не будем сообща решать другую важнейшую проблему - укрепления законности. Реформирование государственной власти не должно ограничиться изменениями в системах власти законодательной и исполнительной, в принципах формирования Совета Федерации и взаимодействия Центра с губернаторами. Выдвинутый президентом принцип диктатуры закона можно только приветствовать, но чтобы это была действительно диктатура закона, а не чиновников, нужно серьезно изменить и систему судебной власти. И самое главное, чего необходимо добиться - это основа основ, - исполнения законов.

Проводимая по инициативе президента реформа власти многими воспринимается неоднозначно, и это естественно, изменения такого масштаба и значения не могут происходить абсолютно гладко и безболезненно. Не случайно и президент, и разработчики этих законопроектов уже на стадии обсуждения соглашаются с некоторыми предложениями, замечаниями, поправками. Страна вступает в новый этап своей истории, новую политическую и экономическую эпоху, и то, что это происходит на рубеже веков и даже тысячелетий, можно расценивать как символ, как добрый знак. Думаю, что эти законы, обращенные в будущее, должны быть больше ориентированы на молодые силы в российской экономике и политике. Например, положение о том, что членом Совета Федерации может быть человек не моложе 30 лет, кажется мне неправомерным и несправедливым ограничением.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
931
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
963
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
427
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
609

Другие новости