УЖЕ неоднократно "НГ" сообщала о ситуации, сложившейся на Новосибирском электродном заводе. Это предприятие является одним из индустриальных гигантов Сибири. Мощности крупнейшего в России производителя электродов для алюминиевой промышленности позволяют выпускать до 80 тысяч тонн продукции ежегодно. Естественно, к заводу проявляли повышенный интерес различные компании, занимающиеся алюминием.
В апреле 1998 года при непосредственном участии предыдущей администрации области в Совет директоров НовЭЗа вошли представители Сибирско-Уральской алюминиевой компании (СУАЛа). Из-за проблем, возникших внутри руководства, производство было остановлено почти на три месяца. А уже осенью 1998 года по инициативе новых членов Совета директоров на предприятии была инициирована процедура банкротства.
В мае 1999 года на заводе, более 60% акций которого принадлежат государству, было введено внешнее управление. В комитет кредиторов вошли в основном инициаторы банкротства. Внешним управляющим был назначен представитель СУАЛа Сергей Сурков. А в июле был принят план внешнего управления, который предусматривал создание на базе завода холдинга из нескольких акционерных обществ, а также применение толлинговой схемы в производстве. В структуре НовЭЗа создавались ЗАО, основными владельцами которых становились иностранные компании.
Одним из первых документов, подписанных новым новосибирским губернатором Виктором Толоконским, стало письмо в адрес председателя Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) Георгия Таля. В нем содержалась просьба проверить план внешнего управления Новосибирским электродным заводом, контролируемым Сибирско-Уральской алюминиевой компанией, предложенный топ-менеджерами предприятия. Итогами проверки стало отстранение от должности управляющего Суркова "за ненадлежащее исполнение обязанностей" и признание плана неэффективным. На место Суркова был назначен глава местного отделения ФСФО Юрий Парыгин.
После снятия Суркова временному управляющему от ФСФО Юрию Парыгину было поручено разобраться в первую очередь с государственной долей на предприятии, заметно уменьшившейся с начала реализации плана внешнего управления. Так, по этому плану, созданному в октябре 1999 года ЗАО "Сибэл" было отдано более 18% активов завода. Доля же государства в "Сибэле" составила около 40%. Остальная часть становилась собственностью зарубежных фирм, напрямую связанных с топ-менеджерами СУАЛа.
Другой задачей стала подготовка собрания кредиторов с целью определения нового внешнего управляющего. Однако на собрании, которое состоялось 31 мая, подавляющее большинство кредиторов воздержались от голосования по предложенным кандидатурам, предоставив право выбора областному Арбитражному суду, заседание которого перенесено на 14 июня. И теперь именно Парыгин стал основным кандидатом на пост внешнего управляющего от СУАЛа.
Вместе с тем Парыгин подписал распоряжение о снятии с должности исполнительного директора завода Сергея Кохановского и всех его заместителей. Очевидно, что это является фактической победой губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского и должно остановить разбазаривание государственной собственности.
Новому новосибирскому губернатору Толоконскому в сложившейся ситуации не позавидуешь. Представители СУАЛа фактически поймали его в ловушку. Для Толоконского выступить против и представить своего кандидата означает начало жестокого противостояния между администрацией и структурой, контролирующей предприятие. А это, безусловно, негативно отразится и на работе завода, и на экономике области в целом.
Пойти на поводу у СУАЛа - подписаться на то, что, видимо, как и раньше, государственный пакет будет "переползать" в зарубежные офшоры, а экономика Новосибирской области будет продолжать терять свои активы.
Новосибирск