НОВЕЙШАЯ история Челябинской области не имеет аналогов даже в богатой на казусы российской политической жизни. Она уходит корнями в 1991 г., когда Борис Ельцин назначил на пост главы администрации области Вадима Соловьева, чья кандидатура была выдвинута "ДемРоссией", предпочтя его выдвигавшемуся облсоветом Петру Сумину. После выборов 11 апреля 1993 г. Сумин стал избранным главой администрации области. Одновременно продолжал работать и не участвовавший в выборах Соловьев. В области установилось двоевластие. Далее был Конституционный суд, отменивший решение облсовета о признании Сумина главой области. Оттесненный от власти в конце 1993 г., он создает движение "За возрождение Урала", в которое вошли его сторонники периода двоевластия, члены руководства облсовета, отделения РКРП, КПРФ, АПР, Федерации товаропроизводителей и других оппозиционных организаций. Соперничество между Суминым и Соловьевым, между "реформаторской" администрацией и "консервативным" облсоветом продолжалось вплоть до декабря 1996 г. Закончилось оно убедительной победой на губернаторских выборах в Челябинской области Петра Сумина над Соловьевым.
Теперь губернатор, которому в декабре предстоят трудные испытания, хочет оправдать свой кредит доверия перед избирателями. На конференции местной "партии власти" - движения "За возрождения Урала" - в своем отчетном докладе Петр Сумин привычно попытался сменить политические перчатки, но получилось это у него неубедительно и некрасиво. И вот почему.
Во-первых, несмотря на то что именно благодаря поддержке КПРФ на губернаторских выборах в 1996 г. за Сумина проголосовали 50,8% избирателей, в своем выступлении он ни разу даже не упомянул названия Компартии, приведшей его к власти. Кроме того, на конференцию не были допущены местные коммунисты. Во-вторых, нынешний челябинский губернатор, всегда находившийся в оппозиции к действующей власти, в последнее время не идет на прямые столкновения и ищет пути к согласию. В своем выступлении Петр Иванович призвал своих соратников отказаться от оппозиции федеральному Центру, рассыпавшись в комплиментах молодому президенту. Для местных наблюдателей это сенсацией не стало. Бывший секретарь обкома КПСС без тени смущения за последние десять лет не единожды менял свою ориентацию: сначала с Ельцина на Зюганова, потом на Лебедя и Лужкова. При этом он умудрялся одновременно состоять в политсоветах НПСР и "Всей России". С такой же легкостью сменил он ориентацию и перед мартовскими выборами, в последний момент поддержав Владимира Путина.
В этом он не особо отличается и от других региональных политиков. Комментируя указ президента РФ о создании федеральных территориальных округов, Петр Сумин сказал следующее: "Если то, что задумал президент, направлено на укрепление Российского государства, то я поддерживаю его намерения. Если речь идет об усилении контроля за российскими регионами, за действиями губернаторов, я это тоже поддерживаю и не боюсь такого контроля. Президент ищет варианты укрепления властной вертикали, что я считаю вполне нормальным. Не стоит бояться также ослабления роли Челябинской области в Уральском округе, поскольку с выходом за его рамки Республики Башкортостан, Пермской и Оренбургской областей эта роль будет еще весомее".
Опытный партаппаратчик смог нажить определенный политический капитал на плановом рабочем визите Путина в Челябинскую область. Губернатор долго рассказывал прессе о тосте, произнесенном президентом в его загородной резиденции, в котором тот якобы посулил губернатору свою поддержку на предстоящих декабрьских выборах. Хотя, говорят, тост Владимира Владимировича содержал лишь дежурный комплимент хозяину области. Тем не менее Сумин приписал себе немало заслуг центрального правительства, обернув в свою пользу президентскую вежливость, и постарался тут же списать на Москву все проблемы жителей области.
Губернатор, живописуя успехи "партии власти" в наращивании областного производства, все-таки признается, что жизненный уровень земляков поднять так и не удалось. "К сожалению, тот экономический подъем, который мы наблюдаем, еще не повлиял радикально на улучшение жизни южноуральцев, - сетует Сумин, - людям живется трудно. Подъем экономики, восстановление оборотных средств предприятий во многом достигнуты за счет ограничения роста зарплаты". Реальные доходы южноуральцев все прошлые годы постоянно снижались, да и сейчас рост зарплаты значительно отстает от роста цен. Все контрастнее становится разрыв между богатыми и бедными. По данным статистики, у населения с наиболее высокими доходами они увеличились с 41,3% (в I квартале 1999г.) до 53,3 (за тот же период 2000 г.). У второй же категории доходы упали с 7,1 до 3,8% соответственно. Преступность в регионе растет, ввод жилья сокращается, а социальная сфера балансирует вместе с селом на грани жизни и смерти. Что за экономический подъем сконструировал челябинский губернатор, в результате которого жизнь людей только ухудшилась?
Рост производства, который действительно имеет место, Сумин ставит в заслугу себе и правящей партии, а вот то, что годами не выплачиваются детские пособия и зарплата не соответствует росту цен, - это вина федерального правительства: Москва денег не дает. Виноват Центр и в "исторически сложившейся недооценке человеческого фактора". "Это недопустимо, - сетует губернатор Челябинской области. - Месяц назад я уже говорил о том, что прошлой осенью поставил перед федеральным Центром вопрос о преодолении исторически сложившейся недооценки человеческого фактора, когда заработная плата в себестоимости продукции составляет 20%". Получается, что именно этот злосчастный фактор мешает администрации Сумина поднять зарплату, например младшему медперсоналу.
По данным областного комитета статистики, в I квартале 2000 г. объем инвестиций в основной капитал снизился на 5% по сравнению с соответствующим периодом 1999 г. Так что под "ростом производства" заложена мощная мина постоянно сокращающихся инвестиций в основные фонды предприятий региона. Пришедший к власти в 1996 г. губернатор заявил, что "именно с сентября 1998 года оптимальная промышленная политика, сориентированная платформой движения "ЗВУ", дает наиболее эффективные результаты". То есть, по сути, областной вождь умудрился приписать лично себе такую "заслугу", как августовский кризис 1998 года!.. Именно после него предприятия ряда промышленных отраслей Урала стали загружать простаивающие мощности и наращивать экспорт благодаря рухнувшему рублю.
С одной стороны, обладминистрация добилась успехов в росте производства и бюджетные доходы фантастически выросли. С другой - возникает резонный вопрос: если все так хорошо, то куда же уходят баснословные доходы и почему так "завалена" бюджетная сфера области? Ответ на этот вопрос могут отчасти прояснить запросы некоторых местных депутатов, направленные в федеральные правоохранительные органы. А касаются они многомиллионных зачетов областного бюджета с компанией "ЮКОС", махинаций высших областных чиновников с бюджетными средствами.
Кстати, не только у "новых" южноуральцев баснословно растут доходы. Они растут и у областных чиновников - их зарплата все годы правления Сумина "поднимается" как на дрожжах. А сам губернатор, радея о приближенных, учредил особое подразделение администрации, которое занимается связями с Законодательным собранием области. А возглавила это спецподразделение дочь Сумина, которая не имеет ни малейшего представления о депутатской работе. Кроме того, имена высокопоставленных чиновников его администрации давно фигурируют в уголовных делах. На взятках пойманы даже высшие чины областной налоговой полиции.
Настоящее лицо хозяйственной деятельности администрации Сумина, как едко замечают местные жители, не выплавка стали в Магнитке, а ужасающее состояние челябинских дорог, по ухабам и кочкам которых нельзя ездить при любой погоде.
Челябинск