ВЕСЕННЯЯ серия скандалов, потрясшая Красноярский алюминиевый завод (КрАЗ) - одно из крупнейших предприятий России, заставляет задуматься об эффективности той или иной формы управления. Процессы, происходящие на крупном коммерческом предприятии, практически непрозрачны для краевых властей, что снижает эффективность работы завода с точки зрения развития региона. Между тем под боком у КрАЗа работает государственное предприятие, которое вопреки современным экономическим веяниям приносит краю ощутимые дивиденды, демонстрируя высокую эффективность производства.
Речь идет о Красноярском заводе цветных металлов (КЗЦМ). Лишь в конце 1997 г. завод перешел в собственность администрации Красноярского края. Причем КЗЦМ отошел краевой администрации за долги "Норильского никеля". За это время завод стал одним из градообразующих центров. Если в 1997 г. предприятие заплатило 70 млн. руб. налоговых платежей в бюджет, то в 1999 г. этот показатель приблизился к 1 млрд. руб. Не выбилось предприятие из этого графика и в первом квартале текущего года, отчислив в бюджеты разных уровней 250 млн. руб. Сегодня завод платит с каждого рубля реализованной продукции 50 коп. налогов в бюджет, отчисления же с этой суммы среднестатистического российского предприятия обычно не превышают 12 коп. В Красноярском крае с 1 апреля повышены средние пенсии и зарплаты, что было бы затруднительно сделать без отчислений КЗЦМ. Для сравнения: объем производства на КрАЗе почти в 10 раз превышает объем производства на КЗЦМ. Вместе с тем по налогу на прибыль в местный бюджет КЗЦМ занимает третье место, а КрАЗ не входит даже в десятку.
С одной стороны, подобная ситуация типична для большинства предприятий России. Частные предприятия максимизируют прибыль путем использования различных "серых" схем ухода от налогообложения, вывода капиталов в офшоры и т.д. С другой стороны, государственное предприятие не станет утаивать деньги от бюджета, то есть от самого себя. Администрации края не нужно просто состригать купоны с эффективно работающего предприятия, важно способствовать его развитию.
Конечно, проблем у КЗЦМ немало, но глава региона Александр Лебедь продемонстрировал, как их можно эффективно решать в интересах края и его бюджета. Так, прибыли КЗЦМ давно не дают покоя краевым законодателям, которые настаивают на перечислении части заработанных средств на счета администрации в виде дивидендов. Однако губернатор рассуждает иначе, и практически при его личном участии давление на руководство завода минимизировано. Это позволяет предприятию начать массированную программу модернизации производства. Эта программа в 2000 г. потребует около 18 млн. долл. Очевидно, что здания изношены и требуют реконструкции. Кроме того, в производстве в больших объемах используются опасные химикаты, что требует дополнительных затрат на поддержание, контроль, охрану экологии региона. В результате поддержки губернатора завод сумел аккумулировать средства для решения и этих проблем.
В крае практически удалось избежать реалий дикого капитализма, когда отношения между поставщиками и потребителями сырья практически ничем не регулируются. Пример КЗЦМ показателен. Так, взаимодействие с "Норильским никелем", крупнейшим поставщиком сырья на завод, происходит без конфликтов и взаимного давления. Подобная система создавалась при активном участии и контроле со стороны администрации.
То, что Лебедю удалось создать в крае эталон государственного предприятия, признают даже в Москве. По словам источника в Министерстве экономики, предприятие, подобное КЗЦМ, - мечта любого губернатора: "прибыль завода идет исключительно на нужды края и воспроизводство собственных мощностей. Администрации остается только расчищать заторы на пути эффективной работы завода". Впрочем, и в самом Красноярске заметно, что КЗЦМ находится на особом счету. По мнению представителя краевой администрации, завод - предмет особой гордости Лебедя, который он часто приводит в пример как результат своего эффективного управленческого труда.
Результат этих усилий налицо. Недавно КЗЦМ был внесен в известные в деловых кругах списки "Good delivery" на Лондонской, Нью-Йоркской и Токийской биржах. Присутствие в этих списках свидетельствует о гарантированном качестве, которое не подлежит дальнейшему апробированию, что еще более повышает спрос на услуги предприятия как в России, так и за рубежом.
Красноярск