Предприятие, выпускающее подобную грозную технику, относится к числу "самых секретных объектов" в Волгоградской области. |
БОЕВЫЕ действия в Чеченской Республике наглядно показали, что в отличие от российских политиков и генералов русское оружие, боевая техника не допускает технологических сбоев и остается едва ли не самым эффективным инструментом отстаивания национальных интересов. Российская боевая техника не только стала "мечом возмездия" для чеченских бандформирований, но и щитом для солдат и офицеров федеральных сил. Если бы не масштабное использование в чеченской кампании современной ракетно-артиллерийской и авиационной техники, потери российской армии были бы во много раз значительнее.
По словам офицеров, участвовавших в боевых операциях в ЧР, последняя кампания показала огромное значение для подобных локальных конфликтов возможностей артиллерии. По мнению некоторых фронтовиков, "войну в Чечне выиграют мужество наших солдат и калибр наших гаубиц". К Волгограду подобные заявления имеют самое прямое отношение. Известно, что в Чеченской Республике несут службу и участвуют в боевых операциях около 10 тыс. армейцев и сотрудников УВД, постоянно расквартированных в Волгоградской области. Однако немногие знают, что в волгоградском конструкторском бюро "Титан" были разработаны и запущены в серию легендарные гаубицы "Мста" и пусковые установки ракетных комплексов "Точка" и "Точка-У", которые стали мощным оружием уничтожения бандитских группировок в Чечне.
И по сей день "сталинградский калибр" - гордость российских оружейников. Фото автора |
"ЗА РОДИНУ! ЗА СТАЛИНА!"
Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) "Титан" является одним из немногих действительно секретных объектов военно-промышленного комплекса в Волгограде. Его работники более 50 лет занимаются созданием самоходных пусковых установок (СПУ) и иных агрегатов наземного оборудования ракетных комплексов для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и Сухопутных войск, а также артиллерийских комплексов среднего и крупного калибров для армии и Военно-Морского флота.
Собственно, "Титан" и начинался как "КБ большого калибра". В 1939 г. в Сталинграде из конструкторов сталинградского завода "Баррикады", специалистов КБ ленинградских заводов "Большевик" и имени Фрунзе, а также Ленинградского военно-механического института и Артиллерийской академии имени Дзержинского было образовано Особое конструкторское бюро (ОКБ). По официальным данным, ОКБ во главе с генеральным конструктором генерал-майором Ивановым занималось разработкой артиллерии большой мощности резерва Главного командования. По неофициальной версии, Сталинградское ОКБ было образовано для создания супергаубицы БР-19 - аналога знаменитой немецкой "Доры". Уникальная советская супергаубица весила около 40 тонн, из которых 19 тонн приходилось на ствол. Снаряд досылал в ствол орудия особый расчет, состоявший из семи человек. Гусеничные тягачи при транспортировке суперорудия уходили в землю почти на 80 сантиметров, а при испытаниях гаубицы в ведении огня прямой наводкой станины орудия пришлось заливать бетоном.
Недостатки опытной модели не позволили запустить супергаубицу в серию, однако несколько образцов советской "Доры" все же прошли боевое крещение во время Великой Отечественной: детища Сталинградского ОКБ защищали от немцев блокадный Ленинград и геройски погибли в боях. Единственная уцелевшая гаубица БР-19 сегодня хранится в одном из музеев в Санкт-Петербурге.
До войны Сталинградское ОКБ попутно с работами над супергаубицей успело спроектировать и поставить на серийное производство артиллерийские орудия большой мощности: 210-мм пушку БР-17, 305-мм гаубицу БР-18, 280-мм орудие БР-5. Эти "сталинградские калибры" широко применялись в годы войны в составе артиллерийского резерва Верховного главнокомандования в качестве орудий прорыва. С ураганного огня гаубиц Сталинградского ОКБ начинались все крупные наступления советских войск, в том числе и под Сталинградом в ноябре 1942 г. Впрочем, за полгода до разгрома немцев на Волге ОКБ было эвакуировано из города, а его специалисты усилили конструкторские бюро в Подлипках (Московская область), ЦКБ-34 (Ленинград), ОКБ-9 (Свердловск), завода # 172 (Пермь), завода # 75 (Юрга).
С "МСТОЙ" НЕ ШУТЯТ
Вторая жизнь Сталинградского артиллерийского КБ началась в 1950 г. Приказом министра вооружений СССР Дмитрия Устинова КБ было восстановлено при заводе "Баррикады" под названием СКБ-221 и до 1956 г. по-прежнему занималось модернизацией и вводом в серию артсистем крупного и среднего калибра. Среди достижений "сталинградских калибров" этого периода - 203-мм гаубица Б-4М БР и 152-мм гаубица для Сухопутных войск, уникальные 303-мм башенные артиллерийские орудия для тяжелого крейсера "Сталинград" и береговые 130-мм орудия СМ-4-1 с командно-дальномерным подвижным постом СМ30-1 для ВМФ СССР.
С конца 50-х годов артиллерийское ОКБ в городе-герое на Волге наряду с артиллерийским вооружением приступило к разработке самоходных пусковых установок и агрегатов наземного оборудования для ракетных комплексов РВСН и Сухопутных войск. Волгоградские конструкторы создали для "непобедимой и легендарной" пусковые установки и наземное оборудование ракетных комплексов "Луна-М", "Темп-С", "Точка", "Точка-У", "Ока".
В 1976 г. в ОКБ начались исследовательские работы по созданию новой буксируемой 152-мм гаубицы "Мста". В результате было создано новое поколение артиллерийских орудий (буксируемая гаубица "Мста-Б", самоходная гаубица "Мста-С"), которые по своим точностным характеристикам значительно превосходят как отечественные, так и зарубежные аналоги. За разработку гаубицы "Мста-Б" большая группа инженеров-конструкторов ОКБ и рабочих опытного завода была награждена правительственными наградами, а работа по созданию гаубицы и выстрелов к ней была удостоена Государственной премии СССР. С 1986 г. "Мста-Б" и "Мста-С" находятся на вооружении Сухопутных войск. Они принимали участие в боевых действиях в Афганистане, а также в локальных конфликтах на территории бывшего СССР. По словам участников боевых действий в Чечне, 152-мм "Мста" с ее 6-7 выстрелами в минуту и дальностью стрельбы свыше 20 километров является эффективным средством для борьбы с бандами сепаратистов и их боевой техникой. Так, один из собеседников корреспондента "НГ", офицер Волгоградского гарнизона заметил, что исход одного из боев с террористами решил выстрел российской гаубицы "Мста-С" с расстояния 200 метров, которым снесло башню чеченского танка, обстреливавшего позиции федеральных войск.
Секретность Волгоградского ОКБ еще больше усилилась с началом работ над грунтовыми мобильными пусковыми установками для ракетных комплексов "Пионер" (легендарные СС-20) и "Тополь" Ракетных войск стратегического назначения. Благодаря усилиям волгоградских конструкторов впервые в истории РВСН летом 1976 г. был поставлен на боевое дежурство подвижный грунтовый комплекс "Пионер" с твердотопливной баллистической управляемой ракетой, обладающий высокой выживаемостью и малой продолжительностью предстартовой подготовки пуска ракет с любой из плановых точек маршрута патрулирования. По мнению специалистов, лишь с появлением "Пионеров" СССР впервые достиг реального стратегического паритета с блоком НАТО.
Активные поставки в Советскую Армию новейших ракетных систем в середине 70-х гг. имели весьма благоприятные последствия для жителей Волгограда. Дело в том, что пусковые комплексы и все наземное оборудование для "Пионера", разработанные в ОКБ, затем серийно выпускались на производственном объединении "Баррикады", на территории которого и находится легендарное конструкторское бюро. Крупный государственный заказ принес "баррикадцам" весьма приличные зарплаты и развитую "социалку".
Спустя десяток лет в соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 8 декабря 1987 г. все модификации комплексов "Пионер" были уничтожены. "Расправа" над ракетными комплексами проходила в присутствии американских наблюдателей на военном полигоне Капустин Яр.
НОВЫЕ ЗАДАЧИ "ТИТАНА"
Впрочем, жизнь и гибель "Пионера" не была напрасной. "Пионерские" разработки легли в основу не менее масштабного проекта ракетных комплексов дальнего действия "Тополь" и "Тополь-М", а также уникального оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер-Э".
- До недавнего времени РВСН нашей страны имели на вооружении около 17 типов ракетных комплексов, поставленных в разное время и выполняющих примерно один уровень задач, - рассказывает генеральный конструктор ЦКБ "Титан" Виктор Шурыгин. - Срок жизни такого оружия заканчивался. Многие составляющие были разработаны за пределами России, в частности на Украине, поэтому в начале 90-х годов была поставлена задача разработать российский единый ракетный комплекс и поставить его на вооружение. Им и стал "Тополь-М", который может использоваться как в варианте шахтного базирования, так и в подвижно-грунтовом.
"Тополь-М" создан в кооперации со 176 российскими предприятиями. Единственный зарубежный партнер - белорусы - создали уникальное шасси. По словам Виктора Шурыгина, в этой области минские специалисты остаются монополистами. Российским производителям, чтобы дотянуть до такого уровня, понадобится 7-10 лет "при благоприятных условиях".
ЦКБ "Титан" на сегодняшний день также является естественным монополистом в своей области: существует множество различных технологических, конструкторских тонкостей, которыми владеют только волгоградцы. По мнению Виктора Шурыгина, "пока, кроме волгоградцев, в России никто не может разрабатывать и выпускать такие пусковые установки, как на "Тополе-М". Именно поэтому "Титан" - головная организация, по техническим заданиям которой работают еще 20 оборонных предприятий┘".
НАДО - ТАК НАДО┘
Однако и государственной головной проектно-конструкторской организации ЦКБ "Титан" в эпоху кризиса живется нелегко. На "Титане" сегодня работают 1300 человек, из них 400 на опытном заводе (бывший 33-й цех ПО "Баррикады"). Средняя зарплата "титановцев" сейчас около 800 руб. И это при том, что в советские времена в среднем слесарь опытного завода получал 500-600 "чистыми". Элита оборонного комплекса оценивалась высоко.
- Инженерный состав и при социализме получал зарплату меньше, чем рабочие, однако регулярно поправлял бюджет за счет премий, - вспоминает один из сотрудников ЦКБ. - Так, за сдачу машины, за экспериментальный пуск инженеры получали премию до 500 рублей. За изобретение выдавалась коллективная премия в 20 тысяч. Инженер 1-й категории на "Титане" получал 400 рублей при средней зарплате в Волгоградской области тогда 150 рублей. Правда, зато и гоняли: опоздание на работу на две минуты считалось ЧП. Обычно работа над комплексами требовала около трех лет. Но когда говорили "надо", то коллективы вкалывали без выходных и за шесть месяцев не только создавали комплекс, но и производили первые пуски куда-нибудь в акваторию Тихого океана┘
Сейчас инженер 3-й категории в ЦКБ получает меньше тысячи рублей, а ведущие конструкторы, составляющие 7% инженерного корпуса ЦКБ, чуть более тысячи.
Кризис ударил по коллективу ЦКБ сильнее, чем по другим. На "Титане" и на ПО "Баррикады" люди работали целыми семьями. Это в свое время поощрялось из соображений секретности, поэтому экономические и финансовые проблемы волгоградцы, занятые в "оборонке", переживали очень тяжело. Задержка зарплаты доходила до трех месяцев.
В 1995 г. ЦКБ "Титан" и вовсе попал в долговую ловушку, не сумев погасить штрафы и пени по ним. Размер штрафов был аналогичен полученной ЦКБ прибыли, и их выплата означала бы полное разорение "Титана". Тогда волгоградских конструкторов спасли депутат областной Думы и бывший конструктор ЦКБ Вадим Новиков (принимавший участие в создании комплексов "Тополь" и "Искандер-Э"), председатель облдумы Леонид Семергей и вице-губернатор Лев Кириченко. Благодаря им "Титан" получил отсрочку на год по уплате долгов в областной бюджет. Кстати, обилие людей из "Титана" и "Баррикад" в различных органах власти сегодня едва ли не одно из главных условий выживания ЦКБ. Выходцы из волгоградской "оборонки" сегодня занимают посты начальника налоговой инспекции области, областного антимонопольного управления, депутатов, имеют влияние в некоторых столичных властных структурах. Так что в принципе, "если что" - есть куда пойти пожаловаться.
Не забывают о "Титане" и рыцари плаща и кинжала. ЦКБ "Титан" и его директор Виктор Шурыгин, по словам одного из офицеров ФСБ, являются "самыми секретными объектами" в Волгоградской области. По сведениям Управления ФСБ, ежегодно Волгоградскую область посещают от 20 до 30 установленных иностранных разведчиков, занимающихся сбором сведений и секретов об экономическом и оборонном потенциале региона. Иногда делают это беспардонно. По сведениям корреспондента "НГ", в 80-х гг. один из западных дипломатов предпринял попытку проникнуть на ПО "Баррикады" по поддельному пропуску. Бдительная вахтерша заметила "липу" и подняла крик. Дипломат немедленно ретировался на своем автомобиле.
В ЦКБ "Титан" не теряют надежд на лучшее будущее. В конструкторское бюро приняли более 100 молодых специалистов. Ведутся новые научно-исследовательские работы по созданию более совершенных образцов ракетной и артиллерийской техники. И, несмотря ни на что, сотрудники ЦКБ искренне надеются, что интерес государства к их работе будет не меньше, чем интерес иностранных разведок.
Волгоград