Буровая платформа "Моликпак", установленная компанией "Сахалинская энергия" на
континентальном шельфе Сахалина, поможет решить многие проблемы островного региона. Фото автора |
ПО ОБЪЕМУ привлеченных иностранных инвестиций Сахалинская область сегодня - на втором месте в России после Москвы, будучи 70-м среди регионов по числу жителей. Львиная доля этих инвестиций приходится на нефтегазовые проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2", осуществляемые в режиме "Соглашений о разделе продукции" (СРП). Общая сумма вложений зарубежного бизнеса в островную область должна превысить в этом году 0,5 млрд. долл.
Между тем существуют мнения, словно специально нацеленные на подрыв доверия к этим проектам, уверяющие, например, что инвестиции в них сокращены в этом году втрое. Это называется - вводить в заблуждение. Расходы не могут оставаться каждый год на одном уровне. Покупка, доставка и оборудование морской платформы предопределяют мощный пик расходов, после чего они, естественно, снижаются до заранее определенного уровня. Главный источник инвестиции на Сахалине - компания "Сахалинская энергия", оператор проекта "Сахалин-2". Затратив уже свыше полутора миллиардов долларов, установив на шельфе добывающую платформу и начав добычу, компания и в этом году вкладывает 300 млн. долл. Смету утверждает наблюдательный совет, куда входят 6 человек от компании, 3 - от российских федеральных властей, 3 - от сахалинских (среди них - сам губернатор). Утверждает единогласно, ибо несогласие кого-то из членов совета делает исполнение решения практически невозможным.
Нападкам подвергается до сих пор, как ни странно, и сам Закон "О СРП", принятый Думой с проволочками в конце 1995 г. и действующий с 1999-го. Закон все еще изображают как опасную заморскую уловку, как схему ухода от налогов, грабительский режим и продажу родины. Знай авторы этих нападок отечественную историю, они бы остереглись подталкивать события к воспроизведению сценария начала века.
Раздел продукции - вовсе не заморское измышление. Тогда нефтеносные участки тоже выставлялись на торги с условием: участок получит тот, кто предложит казне больше добытой нефти. Зато сверх этого - никаких налогов, никакой арендной платы. Для участков с легко извлекаемыми запасами фирмы были готовы передавать казне до 70% добычи. И тем не менее начиная с 1903 г. сначала Сенат, а затем Дума в течение 13 лет (когда решалось, кто выйдет победителем в уже неотвратимой мировой войне) не утверждали или отменяли результаты торгов, тянули с принятием закона о сдаче казенных земель в аренду - и все это на фоне топливного голода! В 1913 г. правительству не удалось провести через Думу даже решение об использовании казенных нефтеносных участков для нужд флота.
Удивительно, но нынешние критики СРП Сергей Глазьев и Юрий Болдырев как бы не замечают китайского примера: там около 200 месторождений разрабатывается иностранцами в таком режиме. В России таких проектов - считанные единицы. И это не случайно.
Российский Закон "О СРП" не настолько привлекателен для инвесторов, как это часто изображают. Гораздо более привлекательные по сравнению с российскими законы о СРП приняты в Азербайджане, Казахстане, на Украине.
Закон, принятый Думой, - не закон прямого действия. Исходя из него, оператор проекта освобожден от налога на добавленную стоимость, но в реальной жизни вынужден его платить; не обязан платить таможенные пошлины, но платит. Есть много других нестыковок, и по каждой еще предстоит выработать "соответствующий механизм". Механизмы вырабатывает Комиссия по СРП во главе с Виктором Христенко. Причастные к вопросу считают, что при наличии политической воли все можно "выработать" за месяц, но таких месяцев прошло уже много.
Наш Закон "О СРП" не написан "для иностранцев". "Газпром" уже строит в Северодвинске свою шельфовую платформу для последующей буксировки на газовое месторождение Приразломное в Баренцевом море, добыча на котором будет вестись по схеме СРП. Можно смело предположить, что "Газпрому" не потребовались согласования в таком немыслимом числе инстанций, как это пришлось делать "Сахалинской энергии".
У нас все никак не уяснят, что за участком Охотского моря с координатами 53 градуса 30 минут с.ш. и 143 градуса 30 минут в.д. в мире внимательно наблюдают тысячи глаз. И когда разгорается кампания хорошо организованных экологических придирок, когда министр Калюжный заявляет, что лично он не подписался бы под нынешним Законом "О СРП", а Минюст вдруг издает бумагу, что "Соглашения о разделе продукции" противоречат российским законам, это не повышает инвестиционной привлекательности России.
Самое неприличное, что за нападками на СРП часто стоит плохое знакомство с предметом. 19 апреля не упустил случая блеснуть неосведомленностью новый глава думского комитета по природным ресурсам и природопользованию Александр Беляков, заявивший: "Будем бороться с "дедушкиной оговоркой" и придумаем "бабушкину". Есть обязательства, о которых не написано в соглашениях, но их необходимо туда вводить".
Дело, однако, в том, что именно "дедушкина оговорка" гарантирует, что на партнера не могут быть возложены новые обязательства, если они его не устраивают, и думский комитет тут бессилен. Правда, Беляков надеется "подправить" и базовый Закон "О СПР", ужесточив условия для иностранных инвесторов. Он может сделать попытку, но, поскольку новоизбранные депутаты - народ по преимуществу вменяемый, шансов протащить ухудшенный закон через Думу у Белякова с Болдыревым нет.
Экологи противятся сливу буровых растворов в море. Растворов водных - не масляных, не нефтяных. Они пугают публику словом "шлам", хотя это всего лишь порода, измельченная в процессе бурения. В Мексиканском заливе, у берегов штата Луизиана, все это сливать можно и сливается. И у берегов Аляски можно. А в Охотском море нельзя.
Мотивы экологических организаций в идеале благородны. Но вот что любопытно: многие из этих организаций живут на гранты американских фондов, которые, в свою очередь, живут на деньги нефтяных компаний - конкурентов "Маратона", "Мияцуи", "Шелл" и "Мицубиси" (соучредители "Сахалинской энергии").
Экологическая экспертиза ни за что ответственности не несет. Охотоведы и фенологи выносят свои заключения по вопросам нефтедобычи, руководствуясь зачастую чем-то вроде "зеленого правосознания". Рассмотрение любого вопроса может длиться по полгода. В условиях очень короткого "погодного окна" северного Сахалина ни один проект такого не выдержит.
Но дело все же движется вперед. Проект "Сахалин-1" (компании Exxon, SODECO и "Роснефть") только что получил у Госкомэкологии разрешение на очередной этап буровых работ. Не сомневаются в скором получении аналогичного документа и в "Сахалинской энергии". Но больше всего эти операторы, как и акционеры еще не одобренных Госдумой проектов "Сахалин-3" и "Сахалин-4", мечтают о том, чтобы прекратить ежедневную изнурительную борьбу и направить энергию на работу.
Помню, на празднике первой нефти в Южно-Сахалинске в июле прошлого года почти каждый из поздравлявших "Сахалинскую энергию" с успехом говорил, что компания "проложила лыжню", что теперь всем идущим следом будет легче. Мало кто сомневался в тот день, что в режиме СРП очень скоро заработают десятки проектов. Жизнь оказалась непредсказуемой. Например, продолжает действовать совершенно бессмысленный Закон о "Перечне участков недр, допускаемых в режим СРП" (автор - Юрий Болдырев). Это, по сути, еще один тормозящий дело разрешительно-запретительный механизм. За время существования закона в "Перечень" попало менее дюжины месторождений, реальные работы ведутся по трем. На всю огромную Россию!
И все же, несмотря ни на что, "Сахалинская энергия" проложила лыжню. Самые ответственные этапы проекта, а значит, и сроки самых крупных трат инвесторов, как нарочно, совпадали то с землетрясением, уничтожившим сахалинский Нефтегорск (это всего 44 км по прямой от морского месторождения), то с резким падением мировых цен на нефть, то с нашим финансовым обвалом 17 августа. Из группы "Сахалинская энергия" ушла компания "Мак-Дермотт". Но другие четыре остались, и добыча началась даже на два года раньше срока. Прорыв состоялся.
К судну-накопителю "Оха", закрепленному у морской платформы "Моликпак", подходят танкеры, забирают нефть и везут в Китай и Южную Корею. Только от "Сахалинской энергии" местный бюджет получил свыше 100 млн. долл. Такая сумма для области с населением 608 тыс. человек - это то же, что 24 млрд. в масштабах России. В островном регионе появилось свыше 3 тыс. новых рабочих мест.
Было бы сложно объяснить этим людям, что СРП - это плохо.
Южно-Сахалинск