В КОНЦЕ марта небольшой город Серов, расположенный на севере Свердловской области, оказался в экономической блокаде. Около недели вооруженные автоматами патрули на пункте ГИБДД перед въездом в город тормозили машины, везущие сырье или пытающиеся вывезти продукцию местного металлургического завода. У назначенного областным судом ликвидатора металлургического предприятия Алексея Борщенко не оставалось другого выхода.
Именно таким образом он пытался выполнить решение областного арбитражного суда о ликвидации "народного" предприятия "Серовский металлургический завод". Перед тем как началась блокада, Борщенко несколько раз пытался пройти на предприятие, чтобы выполнить решение суда. Но все попытки заканчивались безрезультатно - на завод его не пускали. Тогда появилась идея экономической блокады.
"СВЕЧНОЙ ЗАВОДИК"
О том, что Серовский металлургический завод станет одним из интереснейших предприятий области, стало ясно еще в 1997 г. Именно тогда было объявлено, что молодой политик Антон Баков уходит из областной Думы в генеральные директоры этого предприятия. Передача под его опеку второго по величине в области металлургического предприятия была встречена с удивлением, и в политических кругах тут же заговорили, что Россель, отписав Бакову "свечной заводик", таким образом отблагодарил смышленого соратника за верную службу.
Сам Антон Алексеевич в такой перемене судьбы ничего странного не видел. Он в свое время закончил металлургический факультет Уральского политехнического института, но был известен на Урале не трудовыми подвигами, а политическими выдумками. Утверждают, что именно Баков предложил Эдуарду Росселю идею Уральской Республики - ограниченной независимости области от федерального Центра. Именно Россель предложил Бакову вернуться в Екатеринбург из Москвы, где Баков занимал пост в Центре экономических реформ при правительстве РФ, представляя Свердловскую область. По предложению Бакова на Пермской фабрике Госзнака были отпечатаны уральские "франки", которые должны были стать внутренней денежной единицей в Уральской Республике. "Франки" завезли в областной центр, но из-за скандала со столицей их на внутренний рынок области не выпустили. До поры до времени.
Отписанный Бакову Серовский металлургический завод в 1997 г. переживал не лучшие времена. Большая часть акций предприятия находилась в руках фирмы "ТВЭЛ". В общем, Бакову, чтобы стать истинным хозяином, предстояло практически вывести предприятие из-под других акционеров. И гендиректор придумывал все более хитроумные операции. Он учредил фонд "Наследие", фирму "Техноград-Северный", где числились рабочие металлургического завода. Фирмы регистрировались то в одном, то в другом городе севера области, ускользая таким образом от налогов.
В 1998 г. хозяевам ОАО "Металлургический завод имени Серова" Баков оставил практически пустышку, за которой не осталось, помимо названия, реальных основных фондов предприятия. Фонды перешли на вновь зарегистрированное ОАО "Серовский металлургический завод". Этот обычный для наших времен трюк со сбрасыванием названия Баков намеревался повторить еще не раз. Но тогда на подобные шалости политического любимчика ни областное правительство, ни губернатор не обращали внимания. Более того, инициатива по передаче уральских предприятий в руки уральских предпринимателей косвенно была горячо поддержана. Скандал грянул, когда Баков на деньги дареного заводика начал создавать свое политическое движение.
РАЗВОД
Ровно год назад в Свердловской области было объявлено о зарождении "Движения за права трудящихся "Май", которое начало с того, что захватило кабинет руководителя администрации города Кушвы, требуя выплаты зарплаты бюджетникам. "Майцев" приняли за чудаков и не обратили на них никакого внимания. Дальше - больше. Активные "маевцы" захватывали районные администрации одну за другой. И вдруг на этом фоне всплыл Серовский металлургический завод, где генеральный директор Антон Баков заявил о создании единственного в области "истинно народного" предприятия.
После кризиса 17 августа дела на предприятии, уже не зажатом долларовым коридором и экспортирующем за рубеж большую часть своей продукции, шли неплохо, хоть налогов не платили ни в местный, ни в федеральный бюджет. Зарплату рабочим повысили и выдавали вовремя, а когда объявили, что Серовский металлургический завод становится "народным предприятием" - следовательно, каждый рабочий сможет стать собственником предприятия, получив и акцию номинальной стоимостью тысячу рублей, и право голоса на собрании при выборе руководства, - из Серова пахнуло социалистическими временами. "Все вокруг народное - все вокруг свое" насторожило и областные власти. Стало очевидно, что завод финансово поддерживает новую политическую силу, противостоящую партийному движению губернатора Росселя "Преображение Урала".
Серьезность этого противостояния осознали, когда в августе прошлого года лидер движения "Май" Александр Бурков стал соперником Эдуарда Росселя на выборах губернатора области. Такой активности "народников" не ожидали даже политологи. Потому после того, как Россель, большинством голосов обставив Буркова, стал вновь избранным губернатором, он во всеуслышание объявил, что будет разбираться с Серовским металлургическим заводом. Предприятием занялись все проверяющие органы, вплоть до прокуратуры.
РОССЕЛЬ, "ГОУ ХОУМ!"
Уже в октябре это принесло свои плоды. В сопровождении нижнетагильского ОМОНа на Серовский металлургический пришел отставленный Баковым гендиректор ОАО "Металлургический завод имени Серова" Анатолий Мосеев. О появлении на предприятии "чужаков" город известил заводской гудок. Тут же к зданию заводоуправления стали стекаться активисты. Без стычки не обошлось - одного из них ранили в лицо, но Мосеева и его команду оттеснили с предприятия. Бой был заснят на телекамеру, правда, уже через несколько дней телеканалы объявили, что все показанное - не более чем спектакль, разыгранный для телезрителей, а главную роль - раненого рабочего - в этом спектакле играл отец Антона Бакова.
Ближе к выборам в Государственную Думу обстановка в Серове нормализовалась. Но было очевидно, что в покое серовских металлургов не оставят: приближались выборы в областную Думу, и "Май" становился серьезным противником партии власти "Преображение Урала", уже поставившим на путинское "Единство". Прогнозы оправдались, как только был дан старт к мартовским выборам. 26 марта в Свердловской области одновременно с президентом России выбирали областную Думу.
14 марта этого года губернатор Россель с рабочей поездкой побывал в Серове, зашел в заводскую столовую, посмотрел на уральские "франки", которые металлурги используют в качестве талонов на питание, и на следующий день во всеуслышание в Екатеринбурге объявил, что на металлургическом заводе творится безобразие, предприятие работает из рук вон плохо, в столовой непонятно чем кормят, завели какие-то суррогатные деньги... Выступление губернатора поддержала "крупная артиллерия" в виде областного арбитражного суда, который вынес решение о ликвидации народного предприятия и назначил ликвидационную комиссию, возглавляемую Алексеем Борщенко.
На следующий день Серов начал готовиться к обороне. Все подъезды к заводу перекрыли баррикады из бетонных блоков. На блоках красовались надписи: "Россель, гоу хоум!" Заводскую территорию обнесли колючей проволокой, выставили доски с вколоченными дюймовыми гвоздями. По сообщениям СМИ, в ближайшем к Серову детском лагере отдыха готовились к защите предприятия боевики из криминальной тамбовской группировки. Прокуратура тут же пригрозила, что откроет на Бакова уголовное дело за подстрекательство к вооруженному выступлению. Все заградительные сооружения в городе тут же убрали, а боевиков и след простыл. Но "народные дружины" продолжали оставаться в полной боевой готовности. Потому, когда в город приехал Алексей Борщенко, его на предприятие в очередной раз не пустили.
ПЕРЕМИРИЕ
Выборы в областную Думу несколько сгладили ситуацию, еще раз подтвердив мнение, что конфликт на Серовском металлургическом имеет не столько экономические, сколько политические корни. "Майцы" стали третьей по силе политической партией в Думе, без поддержки которой ни одно решение законодательным органом не может быть принято. Следовательно, и партии власти, и губернатору придется считаться с "майским" существованием. Политологи тут же выдвинули версию, что в обмен на политическую лояльность власти готовы оставить Бакову его "свечной заводик". Но ни Россель, ни сам Баков это предположение не подтвердили. Пока шли баталии, Баков в очередной раз сумел перерегистрировать свой завод, превратив его из народного предприятия в ООО "Серовский металлургический завод", к тому же зарегистрировал общество в Тамбове, где вице-мэром работает один из идеологов "Мая" Анатолий Франц. Пока никто не прокомментировал этого перелета. Зато появилась более оригинальная версия - о создании Серовской Республики. Поскольку Баков, очевидно, решил добиться "суверенитета" экономического и политического, отпечатав даже свои деньги (те самые уральские "франки").
Сам директор Серовского металлургического предпочитает в информационной войне отбиваться цифрами. Так, согласно информации, распространенной его пресс-центром, СМЗ прочно входит в тройку лидеров российских предприятий, выпускающих чугун, уступая лишь челябинскому "Мечелу" и Оскольскому металлургическому комбинату.
Екатеринбург