Через 22 месяца на этом месте должен вырасти крупнейший нефтеналивной порт России. |
НЕДАЛЕКО от города Приморска Ленинградской области на берегу Финского залива закладывался символический камень с капсулой на месте строительства нового крупнейшего в России нефтеналивного порта. Место здесь живописное. Сосновый бор, перемежающийся красавицами елками, делает пейзаж по-летнему зеленым. Но пятна снега, а кое-где метровые сугробы да лед на заливе возвращают в последний мартовский день. Не хочется верить, что через 22 месяца этот сказочно красивый берег "упакуют" в бетон, а там, где сейчас вдали от берега удят рыбу любители подледного лова, обозначится рейд, где будут ждать своей очереди стальные махины-танкеры. Но что поделаешь, Россия опять рубит окна и, поднимаясь с колен, наращивает мышцы.
- После распада Союза изменилось геополитическое положение России и Ленинградской области в частности, - говорит присутствующий здесь председатель Законодательного собрания области Виталий Климов. - Россия потеряла многие порты, в том числе и нефтеналивные на Балтике и Черном море. После долгой борьбы идея, наконец, нашла поддержку правительства, главы государства Владимира Путина. Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков беседовал в Кремле с и.о. президента и получил от него карт-бланш на это строительство. Владимир Путин убежден, что финансирование и строительство нефтеналивного терминала в Приморске, а также Балтийской трубопроводной системы (БТС) имеет стратегическое значение для энергетической, экономической и транспортной безопасности России.
Можно только представить, какая ожесточенная борьба шла за то, чтобы не допустить осуществления этого проекта. Россия обладает огромными запасами минеральных ресурсов, но их реализация сегодня идет лишь через два нефтеналивных черноморских глубоководных порта - Новороссийска и Туапсе. Стоит только Турции, кстати, государству - члену НATO, закрыть нам выход в Средиземное море, допустим, по соображениям экологической безопасности, и наша ведущая отрасль перестанет быть локомотивом экономики. Именно за счет нефти мы сможем вылезти из бедности, но это не всем по душе. Потому-то с беспрецедентной жесткостью до сих пор лоббировались проекты прокладки нефтепроводов через Россию, но транзитом в Северную Европу.
Чиновники Минторга РФ с завидным упорством продолжают отстаивать интересы Финляндии. Финны здорово погорячились, построив в своем городе Порвоо нефтяной терминал с видами на нашу трубу, и теперь с помощью Минторга пытаются уломать российскую сторону лишь на 40 км продлить нефтепровод, чтобы наш "краник" оказался за рубежом. Логика до наивности проста: зачем строить рядом второй терминал, тратить на это средства, портить экологию, когда есть уже готовые мощности. Нетрудно предположить, подкупы каких размеров перекатывались из кабинета в кабинет различных ведомств, чтобы не дать хода этому проекту и направить финансовые, в том числе и инвестиционные, потоки в другое русло.
Если финны просто облизнутся, упустив лакомый кусочек, то для Прибалтики порт в Приморске как кость в горле. К примеру, экономика Латвии в значительной мере зависит от российской. Мы вынуждены сейчас перегонять свою нефть через их терминал в Вентспилсе, но эта "халява" прекратится сразу после того, как заработает порт в Приморске. Лишится львиной доли прибыли от перевалки российской нефти и Украина. В связи со смещением нагрузок в сторону нового экспортного направления через Приморск Россия теряет интерес к нефтеналивному порту Одесса. При всем том Российская Федерация на каждой тонне нефти будет экономить по 5 долл., что быстро окупит затраты на строительство.
На вопрос, не застопорится ли реализация этого проекта, как у нас часто бывает, заместитель министра топлива и энергетики РФ Владимир Станев твердо ответил: "Нет. Этого не случится. Процесс проектирования закончен, все подготовительные работы выполнены, у объекта есть хозяин, у проекта - исполнитель, все контракты подписаны, и дело чести - уложиться в установленные сроки. Самое главное, на строительство выделены деньги. На счету "Транснефти" - главного заказчика - уже находится 106 млн. долл. Эти средства будут освоены на строительстве порта и реконструкции нефтепровода Ярославль-Кириши общей протяженностью 175 км".
Несмотря на активное лоббирование своих интересов финскими и шведскими компаниями, портовые сооружения в Приморске построят российские фирмы "Трансстрой" и "Коксохиммонтаж". Именно они выиграли тендер. А это значит, что несколько сотен жителей Ленинградской области и Петербурга получат долгожданную и хорошо оплачиваемую работу, а областная казна - отчисления в виде налогов.
Генеральный директор "Коксохиммонтажа" Валентин Фуфаев считает, что одним лишь строительством нефтеналивного терминала дело не ограничится. "Мы сегодня стали свидетелями рождения нового большого российского порта, - сказал Валентин Фуфаев, - за счет него будет развиваться Приморск, потребуются сухогрузный и продовольственный терминалы. Словом, за портом огромное будущее". А вице-президент ОАО "Акционерная компания "Транснефть" Сергей Тер-Саркисьянц обратил внимание журналистов на то, что удачное сочетание политики и экономики делает проект особо значимым для России.
С этим трудно не согласиться. Балтийская трубопроводная система, безусловно, один из наиболее перспективных проектов в российской экономике. Система ориентирована на создание нового направления экспорта российской нефти из Тимано-Печорского бассейна, Западной Сибири и Урало-Поволжья, а также транзит нефти из стран СНГ, и в первую очередь из Казахстана. Комплекс в полной мере отвечает экономическим и политическим интересам России. Ведь БТС обеспечивает создание нового, независимого и экономически эффективного экспортного направления через российский нефтеналивной терминал на Балтике. А это вольно или невольно усиливает влияние России в Прибалтийском регионе, укрепляет экономические отношения с государствами Северной Европы, дает возможность оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру мирового рынка сырой нефти. Впечатляют и налоговые поступления в бюджет. За 20 лет эксплуатации БТС в казну поступит примерно 400 млн. долл. При этом большая часть налоговых отчислений (260 млн. долл.) останется в Ленинградской области. БТС обеспечит также и привлечение инвестиций в топливно-энергетический комплекс, стимулируя тем самым добычу нефти.
Проект будет осуществляться поэтапно. Сначала предусматривается создание экспортного направления мощностью 12 млн. тонн в год за счет использования существующей системы магистральных нефтепроводов "Транснефти", реконструкции действующего нефтепровода Ярославль-Кириши и строительства нового нефтепровода на участке Кириши-Приморск с нефтяным терминалом. В перспективе пропускная способность БТС достигнет мощности 18 млн. тонн нефти в год. Суммарная стоимость проекта 460,2 млн. долл.
Козырной картой для противников строительства нового порта была и остается экология, которой якобы будет нанесен невосполнимый урон. Показателен тот факт, что проект БТС дважды прошел экологическую экспертизу как по российским, так и по международным нормам, что само по себе является беспрецедентным фактом в истории строительства нефтепроводов в России.
Экологическому аспекту при разработке проекта БТС с самого начала было уделено пристальное внимание. Нужно отметить, что ни сам трубопровод, ни все санитарно-защитные зоны объектов БТС не затрагивают территорий существующих населенных пунктов. Экологическая программа БТС включает в себя комплекс мероприятий по охране водных объектов, земельных и биологических ресурсов, контроль за состоянием атмосферы, экологический мониторинг, сбор, переработку и утилизацию отходов.
Укладка трубопровода на всем его протяжении, включая переходы через водные преграды, будет подземной. Глубина прокладки на сухих участках составит один метр до верха трубопровода. При прохождении по болотам и глубоким торфяникам в проекте предусматривается удаление торфяного грунта на глубину не менее 2,5 метра с устройством под трубопроводом метрового песчаного основания. На отдельных, наиболее ответственных участках трубопровод будет заглублен на 3 метра и укрыт железобетонными трубами на песчаном основании.
Особенно тщательно проработана часть проекта, касающаяся пересечения нефтепроводом Невы. Для этого перехода разработана и будет применена совершенно новая технология микротоннелирования. Тоннель, по которому в специальном кожухе будет прокладываться труба, пройдет на глубине 10 метров под дном реки, что практически исключает какую бы то ни было аварию.
Лишены оснований и сетования на то, что в результате строительства БТС будут навсегда потеряны зоны отдыха. Во-первых, большая часть нефтепровода пройдет в техническом коридоре уже существующего газопровода и ЛЭП. Во вторых, после завершения строительства предусмотрено восстановление и возвращение в собственность Ленинградской области большей части лесных массивов и сельскохозяйственных угодий, временно изымаемых из оборота. В зоне нефтеналивного терминала в соответствии с проектом и по согласованию с природоохранными органами будет вырублено 96,3 га лесного массива, но за это предусмотрена выплата компенсации на восстановление лесных угодий. Дноуглубительные работы будут производиться только в прибрежной зоне Финского залива на ограниченной территории также с выплатой компенсации на восстановление рыбных запасов.
Парадокс ситуации в том, что резкой критике подвергается как раз наиболее безопасный, прошедший все необходимые экологические экспертизы проект. Сложившаяся на сегодняшний день схема транспортировки нефтепродуктов не может обеспечить экологической безопасности мегаполиса. Известно, что нефть переваливается на верфях "Ижорских заводов" наиболее опасным способом - с борта на борт. Ее перекачивают на Кронштадтском рейде. Интенсивность движения танкеров в регионе столь велика, что одному из них в прошлую навигацию было отказано в шлюзовании. Но и пропущенные создают немалую угрозу городу. Чего стоит только одна (в октябре прошлого года) авария танкера "Нефтерудовоз-7", которой могло бы не быть при эксплуатации нефтепровода. Еще большую опасность представляет собой перевозка нефтепродуктов автотранспортом. Достаточно вспомнить зимнюю трагедию в Выборгском районе Петербурга, когда из-за столкновения со встречным автомобилем взорвался и сгорел "КамАЗ"-нефтевоз.
* * *
В сторонке от министров и губернаторов небольшой группой стояли первые строители грандиозного объекта. Познакомились. Прораб субподрядной организации СМУ-53 Евгений Дубовик рассказал, что они пришли на объект два дня назад. Их управление специализируется на строительстве дорог и подземных коммуникаций. За два дня успели проложить дороги к будущей стройке, отсыпать площадки для техники. Что вовсе не характерно для строителей-россиян, первым делом завезли и установили теплый комфортабельный туалет. Машинист экскаватора Александр Мосин не без гордости признался, что ему довелось забивать первые колышки на новом объекте. И еще он сказал, что многие его знакомые получили работу. В основном это жители Приморска, Выборга, есть и петербуржцы. На первом этапе строительства здесь будут работать 400-500 человек.
Санкт-Петербург