КОМПАНИЯ "Роснефть", владеющая 51% акций Комсомольского нефтеперерабатывающего завода (КНПЗ), приступила к его реконструкции. Завершить ее планируется уже летом. Это позволит удовлетворить потребности дальневосточного рынка в высококачественных неэтилированных бензинах и уменьшить зависимость региона от их поставок из других районов страны.
До прошлого года завод мощностью 5,5 млн. тонн был загружен лишь на 35-40%. Поставщиков сырья КНПЗ изыскивал самостоятельно, покупая сырье у других нефтяных компаний за счет привлечения краткосрочных кредитов.
Компания "Роснефть", которая получила КНПЗ в 1995 г. в процессе приватизации, долгое время, до самого кризиса 1998 г., не могла использовать завод с полной отдачей, что объяснялось рядом причин.
Так, почти все потребители нефтепродуктов на рынках сбыта (Хабаровский и Приморский края, Амурская область, Магадан, Камчатка) оказались неплатежеспособными. Из-за этого завод несколько лет практически не выходил за рамки выполнения договорных обязательств перед властями дальневосточных регионов да "северного завоза", в котором имел свою долю. Кроме того, контрольные пакеты почти всех местных предприятий, обеспечивающих потребителей нефтепродуктами, получила другая компания - "СИДАНКО". Она загружала их топливом собственных заводов - Ангарского нефтехимического комбината (АНХК) и Хабаровского НПЗ.
Что касается Комсомольского НПЗ, то основная доля сырья поступала сюда с наливного пункта Мидьян, расположенного между Ангарском и Иркутском. Учитывая транспортные "накрутки", цены на нефть на КНПЗ и АНХК были достаточно высоки. Получилось так, что компании "Роснефть" вплоть до 1998 г. было выгоднее экспортировать сырую нефть, чем бороться за российские рынки сбыта.
Однако после кризиса августа 1998 г. новое руководство компании решило вплотную заняться своими месторождениями на сахалинском шельфе. Разумеется, их освоение потребует дополнительных перерабатывающих мощностей, причем как можно ближе к самим месторождениям. В этом свете КНПЗ имеет для компании особое значение, и она взялась за его реконструкцию.
Сейчас завершается усовершенствование установки первичной переработки нефти. Новое оборудование, позволяющее повысить отбор светлых нефтепродуктов, изготовила компания "Кедр-89". Работа над ним была начата еще в 1996 г., частично завод с "Кедром" уже рассчитался. В январе 2000 г. недостающую сумму выплатила "Роснефть". В течение двух ближайших месяцев монтаж оборудования будет завершен.
Помимо этого руководство компании ставит перед собой задачу повысить качество продукции и углубить переработку нефти. Для этого строится установка каталитического риформинга мощностью 450 тыс. тонн. Затраты на строительство этого комплекса, по расчетам, должны составить 21 млн. долл. Из них 11,5 млн. уже освоено. Специалисты компании надеются, что срок окупаемости проекта не превысит двух-трех лет. Параллельно ведутся и другие реконструкционные работы. Понятно, что на все это требуются немалые средства, но затраты, по мнению сотрудников "Роснефти", вполне оправданны: наши авиакеросин и дизельное топливо пользуются активным спросом на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. А это значит, что хорошие перспективы для сбыта продукции существуют не только на отечественном рынке сбыта, но и за рубежом.
Разумеется, все грандиозные проекты должны вовремя финансироваться, а для этого завод должен стабильно работать уже сейчас. В прошлом году КНПЗ значительно нарастил объем производства, работая в основном (на 73,1%) на сырье "Роснефти". А в нынешнем году прогнозируется рост переработки еще на 29%.
Когда установка риформинга будет построена, ее скорее всего передадут КНПЗ в лизинг или в аренду на льготных условиях.
Хабаровск