ЗА ДЕСЯТЬ реформаторских лет власть в области, как блуждающий форвард на футбольном поле, металась от левого края к правому и наоборот. Насколько косными и консервативными были последние коммунистические руководители области, настолько оголтело непримиримыми - сменившие их в 1991 г. демократы. Рязанщина - земля сельская и к революциям и реформациям равнодушна. Даже в 1917 г. власть к большевикам перешла мирным путем. И в 1991 г. страсти кипели в основном в областном центре. Здесь митинговали, брались за оружие, опечатывали партийные офисы и заводили уголовные дела на гэкачепистов местного масштаба. Область больше наблюдала за происходящим, чем участвовала в нем.
В соответствии с рязанской реальностью был назначен в 1991 г. президентским указом человек, кому первым после 1917 г. довелось называться губернатором. Им стал директор одного из военных заводов, сибиряк по рождению, отработавший в Рязани не один десяток лет, - Лев Башмаков. Видимо, не имевший репутации отпетого демократа, Башмаков и был назначен как бы в противовес мэру города Валерию Рюмину. Они сошлись - вода и камень... И противоборствовали вплоть до освобождения обоих от должности в начале 1994 г. Башмакова сняли за непротивленчество и приверженность закону, который он не смог толковать в соответствии с революционной целесообразностью.
На смену Башмакову был назначен более подверженный революционно-демократической целесообразности Геннадий Меркулов, которому довелось быть губернатором до сентября 1996-го. Когда в канун первых всенародных выборов главы администрации области администрация президента поинтересовалась рейтингом Меркулова, она была неприятно удивлена. Рейтинг стремился к нулю, несмотря на личную преданность г-на Меркулова президенту. За три месяца до выборов Меркулов был отстранен от занимаемой должности, исполняющим обязанности главы был назначен его заместитель по сельскому хозяйству Игорь Ивлев. Но и эта рокировка не спасла заматеревшую рязанскую демократическую элиту от провала на выборах. Весьма умеренный и лояльный Ивлев проиграл выборы коммунисту Вячеславу Любимову.
В декабре 1996 г. в области произошло то, что принято называть сменой элит. В полном соответствии со случившимся изменились не только обитатели кабинетов в обладминистрации, но приоритеты и ориентиры. На ряд чиновников предыдущей администрации были заведены уголовные дела - осудить и наказать пока, правда, никого не удалось. Изменилась кредитная политика: область перестала брать необоснованные кредиты и раздавать их по чьей-либо прихоти. Областное начальство попыталось вернуть в бюджет розданные без счета деньги. Отчасти это удалось, как удалось и избавиться от 23-миллионного валютного долга федеральному бюджету. Он достался области вместе с мало кому нужным заводом в Тульской области. Ходоки за дармовыми деньгами забыли дорогу в кабинет несговорчивого губернатора, но вместе сними - и склонные к компромиссам зарубежные инвесторы. Инвестиционная привлекательность области снизилась. Здесь никогда не могли похвастать богатством недр и развитием быстрой на отдачу легкой промышленности. А теперь еще и печать "красного пояса" на регионе.
Нельзя сказать, что Вячеслав Любимов вознамерился построить коммунизм в отдельно взятой области, но кое-что существенное для подъема захиревшей вконец экономики сделать в последние годы удалось. Как удалось договориться с естественными для региона монополистами - "Газпромом", владеющей Рязанским НПЗ Тюменской нефтяной компанией, чего не скажешь о РАО "ЕЭС России", управляющий которой г-н Чубайс то и дело грозит вырубить электричество в области. Удалось наладить взаимовыгодные и вполне рыночные отношения с Тульской и Московской областями и близкой по духу Беларусью. Все это сочетается со стратегией опоры на собственные силы, которую вынужден был провозгласить Любимов. На инвестиции из-за рубежа рассчитывать не приходится. Московские владельцы рязанских предприятий вкладывают в обретенную собственность деньги только наверняка и в расчете на дешевую рабочую силу. Столичные банки, в отличие от местных, больше звонкой монеты вывозят, чем ввозят в область. При такой неблагоприятной конъюнктуре никаких пугающих провалов в экономике и социальной сфере у нынешней администрации нет. А очень осторожный оптимизм позволяет ей надеяться на победу в выборах губернатора в конце 2000-го или в начале 2001 г. - они пока не назначены.
Вячеслав Любимов не скрывает своих претензий на второй губернаторский срок - позволяют возраст и амбиции. К тому же отказаться от борьбы за власть ему не позволит вошедшая во вкус новая деловая элита - она уже сложилась, хотя и прежние властители дум и растущих капиталов от претензий на власть не отказываются. О них заявил недавно бывший мэр Рязани Валерий Рюмин, ушедший с местного политического Олимпа в бизнес. Не скрывает своих амбиций и бывший соратник Рюмина, бывший рязанский мэр, три года работавший в администрации Любимова вице-губернатором, Владимир Марков. Среди доверенных лиц кандидата в президенты В.Путина замечен и обосновавшийся в Москве побежденный Любимовым в 1996 г. Игорь Ивлев. Его возможного участия в выборном марафоне тоже исключать нельзя. Это команда соискателей из числа "бывших". Их политические взгляды и ориентации различны, но не имеют принципиального значения. У Любимова могут появиться соперники и среди соратников, к числу которых можно отнести главу городской администрации коммуниста Павла Маматова и председателя областной Думы (по совместительству - секретаря обкома КПРФ) Владимира Федоткина. Если они решатся на соперничество с действующим губернатором в предстоящих выборах, то отвлечь их от этой затеи сможет только строгая партийная дисциплина и принцип демократического централизма.
Исход выборов еще трудно предсказывать, как трудно сегодня предположить, на кого сделают ставку главные денежные тузы области, из числа которых нельзя исключить олигархов и монополистов - "Газпром", ТНК, консорциум "Альфа-групп", владеющий здесь рядом предприятий. Приверженность бизнеса политической стабильности хорошо известна, но в данном случае речь идет о крупных финансовых акулах, у которых есть свои интересы в регионе. Местная деловая элита пока не набрала соответствующего веса и рассчитывает обрести поддержку у нынешней или будущей власти и подпитку из бюджетного кошелька. Именно среди не допущенных к кормушке зреет оппозиция Любимову, и довольно серьезная. А с другого фланга подпирают большевики, которые вполне могут поставить на Владимира Федоткина.
Исход выборов во многом зависит и от позиции федерального Центра, отношения с которым у губернатора пока не испорчены окончательно. А как же избиратели? Они научились уже, как китайцы, бояться перемен. Да кого это сегодня интересует...
Рязань