ТОЛЬКО что в Госдуме прошли парламентские слушания по вопросам применения силы в конфликтных ситуациях при смене администрации промышленных предприятий. Силовая тема в экономике стала особенно актуальной после событий на Выборгском ЦБК, Кузнецком металлургическом комбинате, Ачинском ГОКе, качканарском ГОКе "Ванадий" и других крупных заводах, где между противоборствующими сторонами развернулись настоящие баталии с применением спецсредств, а то и огнестрельного оружия. Мероприятие, инициатором которого выступил думский комитет по труду и социальной политике, обещало быть как никогда представительным: если обычно парламентские слушания на профессиональную тему ведет председатель думского комитета, то на сей раз ведущий оказался рангом повыше - вице-спикер Петр Романов. В президиум также заранее были приглашены руководитель Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству Георгий Таль и заместитель генерального прокурора Владимир Давыдов. Однако вскоре после начала слушаний выяснилось, что высокие чиновники не придут. Возмущенный зампред Госдумы Петр Романов пообещал от лица всех участников мероприятия обратиться к председателю правительства с жалобой на отсутствие элементарной исполнительской дисциплины у его подчиненных.
Скандальный поворот дела вызвал в переполненном малом зале парламента пересуды о том, с чем связано такое игнорирование. Выдвигались две версии: либо чиновникам, ожидающим перестановок в правительстве, вообще нынче не до проблем в экономике, либо приглашенным представителям ведомств попросту нечего сказать. Взявший слово представитель Российского горно-металлургического союза Михаил Тарасенко высказал мысль о том, что все нашумевшие случаи применения силы в разрешении производственных конфликтов вызваны слабостью ключевых институтов власти и плохим надзором за соблюдением действующего законодательства. А депутат Госдумы Олег Шеин подчеркнул, что заложниками неправовых ситуаций, которые только за последние несколько месяцев сложились на двенадцати крупнейших предприятиях страны, оказываются десятки тысяч наемных рабочих. Осуществление перехода прав собственности, а также смена администрации зачастую сопровождаются беспрецедентным ростом массовых нарушений гражданских и трудовых прав, открытым воспрепятствованием деятельности профсоюзов.
Заместитель председателя думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев был еще более категоричен. Характеризуя ситуацию в российской экономике в целом, он напомнил, что уровень производства продолжает сокращаться, в состоянии полураспада находятся тысячи предприятий, а в борьбу за контроль над самыми жизнеспособными из них активно включился криминал. Если власть и дальше будет сидеть сложа руки, скоро в стране не останется вообще никакого производства, предупредил парламентарий.
После этого внимание участников слушаний переключилось на металлургическую промышленность, которая наряду с нефтяной продолжает оставаться одной из самых прибыльных отраслей экономики. В последнее время интерес к предприятиям цветной и черной металлургии существенно возрос, причем не только у государства, но и у криминальных структур. Между тем остановка одного предприятия этой отрасли способна парализовать работу целой цепочки смежников. А это прямая угроза экономической безопасности всей страны. Именно такая ситуация сложилась в начале года на качканарском ГОКе "Ванадий" в Свердловской области. Аудиторская проверка предприятия показала, что отстраненное решением совета директоров прежнее руководство ГОКа вело богатейший комбинат к банкротству. По информации, представленной на слушаниях новым генеральным директором качканарского ГОКа Андреем Козицыным, в течение последнего года вся продукция предприятия реализовывалась через посредников в ущерб интересам комбината.
В результате потери ГОКа составили почти 1,5 млрд. руб. Зарплата на увязшем в долгах предприятии была одной из самых низких в отрасли. Однако драматическое развитие событий, которое могло последовать вслед за банкротством комбината, в самый критический момент было предупреждено вмешательством представителей государства. Использовав свое право "золотой акции", областные власти не только инициировали смену генерального директора и председателя совета директоров, что стабилизировало работу предприятия, но и сумели избежать вовлечения трудового коллектива в разгоревшийся конфликт. По словам депутата Свердловской областной Думы Владимира Примакова, несмотря на провокации сторонников отстраненного руководства, в Качканаре удалось уладить дело относительно мирным путем. И это стало возможным благодаря приданию конфликту гласности: событиям на ГОКе было посвящено два заседания правительства, четыре заседания облдумы и два собрания совета общественной безопасности.
Но, несмотря на мирную развязку, а также решения судов, подтвердивших полномочия новой команды управленцев, у генерального директора качканарского ГОКа Андрея Козицына остаются вопросы по позиции государства в отношении неэффективных руководителей предприятий. Прежде всего, полагает Козицын, необходим жесткий механизм по отстранению не справляющегося со своими обязанностями топ-менеджера или собственника, допустившего развал производства. Его поддержал председательствующий на слушаниях вице-спикер Петр Романов: "Главная беда нынче - неэффективное управление промышленными предприятиями". А зампред комитета по труду Андрей Исаев привел статистику роста рабочей сознательности: если в начале экономических реформ наемные работники в основном безразлично относились к смене собственника на предприятии, то сегодня все больше трудовых коллективов стали понимать прямую связь между личностью руководителя и выплатой зарплаты, а также исполнением других социальных гарантий. Не случайно накануне парламентских слушаний в адрес председателя Государственной Думы Геннадия Селезнева поступило обращение горняков качканарского ГОКа "Ванадий": "Уже давно трудовой коллектив не ощущал такой поддержки со стороны работодателя. Мы свой выбор сделали!" Это означает, что по крайней мере на одном из тех предприятий, которые до недавних пор сотрясали катаклизмы, жизнь и работа налаживаются. Однако на десятках других заводов булыжник по-прежнему остается орудием пролетариата.
Свердловская область