Рисунок Вадима Мисюка |
О "ЩЕКИНСКОМ методе" 20 лет назад у нас в стране знали все. Щекинский химкомбинат со своим подходом к работе стремительно ворвался в советскую экономику. За опытом сюда ехали многочисленные делегации не только со всех уголков СССР, но и из многих стран мира.
В начале 90-х "Щекиназот" пережил жесточайшее испытание перестройкой. Непомерно завышенные цены на газ, электроэнергию и сырье катком прошлись не по одному Щекину - по всей России. Особенно досталось химическим предприятиям. К середине 90-х гг. "Щекиназот" стал выходить из прорыва, нащупав устойчивую схему работы и удачно вписавшись со своей продукцией в рынок. И хотя "газовые" и "энергетические" долги, будто путы, мешали двигаться вперед, предприятие стало стремительно возрождаться. Численность рабочих выросла с 5 до 10 тыс., было пущено в эксплуатацию производство кристаллического капролактама, поднят на средства "Щекиназота" буквально из руин Ефремовский химзавод, давший тысячу рабочих мест. Щекинские химики подобрали два совершенно убыточных колхоза и птицефабрику, построили современный комплекс по переработке мяса и производству колбас. Взяли под свое крыло подавляющее большинство щекинских магазинов. Как градообразующее предприятие, "Щекиназот" тащил на себе все жизнеобеспечение 100-тысячного Щекина: жилищный комплекс, поликлиники, детские сады, Дворец спорта и Дворец культуры, снабжение питьевой водой, очистку канализационных сбросов.
Набрав устойчивые обороты в работе, химики начали постепенно гасить энергетические долги 1992 г. И жить бы людям да стремиться и дальше к возрождению былой славы щекинского гиганта... Но в конце прошлого года неожиданно умер генеральный директор предприятия К.Жидков. К щекинскому пирогу потянулись и представители большого бизнеса, и интеллигентно "прикинутые" люди от криминала, и местная администрация, и магнаты от нефти и газа, и наследники бессмертного Остапа Ибрагимовича... Кстати, одним из последних был житель Санкт-Петербурга, не имеющий ни единой акции предприятия (но заявивший, что приобретет таковую), не явившийся лично на предприятие, но приславший заполненную карточку по учету кадров без фотографии.
Но работники предприятия остались верны традиции и выбрали нового генерального из своих людей. Им стал человек, который на виду у заводчан вот уже 26 лет. Это Анатолий Иванов, прошедший путь от электрослесаря до начальника отдела управления финансовыми ресурсами. Людям импонировала программа нового генерального - самостоятельность предприятия, реконструкция, развитие...
Жаждущие наживы, видя, что добыча уходит из рук, попытались использовать в свою пользу некоторые формальности, связанные с процедурой избрания нового директора. В суд посыпались заявления: дескать, выборы надо признать незаконными. Но суд вынес решение в пользу коллектива ОАО "Щекиназот".
Но аппетит зарящихся на чужое добро от поражения только возрастал. Ритмично работающее предприятие, аккуратно платящее энергетические долги 92-го года, решили объявить банкротом. Абсурдность ситуации очевидна. Тем не менее 21 января этого года по поручению "Межрегионгаза" московский банк "Олимпийский" подал иск в суд с требованием начать процедуру банкротства против "Щекиназота". В поведении появившегося на предприятии Е.Вишнякова, возглавляющего областной комитет по несостоятельности и банкротству, проявились определенный заказ, пристрастность в данном деле. Поскольку при всем желании химики не смогли подготовить запрошенные документы в жесткие сроки, Е.Вишняков подал в суд заявление с жалобой на щекинцев, которые игнорируют проверку, не предоставляя необходимых документов.
Кстати, протокол выездного заседания Межведомственной балансовой комиссии от 17 февраля 2000 г. (а эта комиссия для Е.Вишнякова является вышестоящим органом, чьи решения подлежат безусловному исполнению) зафиксировал следующее предложение высочайшего разбирательства: "Руководству предприятия предпринять действия, направленные на достижение договоренности с кредиторами по структуризации задолженности и достижению мирового соглашения". Однако Е.Вишняков против мирового соглашения, так как у него "двойное", в том числе и местное начальство. В итоге он, похоже, игнорирует интересы государства, на защиту которых и поставлен Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Кстати, губернатор области В.Стародубцев и глава Щекинской администрации М.Агеев в этом споре своего голоса в защиту легенды отечественной промышленности не подали. И их молчание в данной ситуации выглядит более чем двусмысленно.
Слухи о заказном банкротстве и введении на предприятии статуса внешнего управления "сдетонировали" на "Щекиназоте" мгновенно. Люди ринулись к новому директору, к президенту предприятия Ю.Давыдову, к предпрофкома Н.Горбылеву. Стихийно возникло решение всеми 10 тысячами рабочих охранять предприятие и не допускать на его территорию кого бы то ни было: ни проверяющих, ни милицию, ни бандитов.
Людей понять можно. Они получают дважды в месяц достойную зарплату, а им внушают, что все плохо, и хотят ввести для "улучшения" их благополучия внешнее управление. Два года назад нечто подобное случилось на Ефремовском химзаводе, от которого осталось голое поле, посрезали автогеном даже емкости и металлоконструкции, закатанные в бетон. Благо, "Щекиназот" протянул руку помощи соседям: восстановил завод, обеспечив ефремовцам рабочие места.
Легендарный директор предприятия "Щекиназот", Герой Социалистического труда 80-летний Петр Шаров, который вызвал из небытия этот химический гигант, говорит: "Сильно обогатиться можно при строительстве или при разрушении государства, хотя при разрушении обогащение происходит в фантастически короткое время".
Вот вам и ответ на вопрос, почему всемирно известное предприятие хотят разрушить по пустяковой формальной причине. Расчеты показывают: "Щекиназот" полностью покрывает свои долги за 24 месяца без заема кредитных средств. Но дадут ли ему эти 24 месяца?
Ну а если 4 апреля (в этот день суд вынесет свое окончательное решение) "Щекиназот" все-таки объявят банкротом, что будет дальше? А ничего не будет. Его легко гасящиеся долги закулисные люди продадут одному из столичных банков, имеющему криминальную репутацию, и как бы ни караулил 100-тысячный Щекино свое градообразующее предприятие, здесь останется голое поле.
Щекинский инцидент - явление не локальное. Баррикады в проходных и рабочие дозоры стали картиной, типичной для многих российских регионов. Идет очередной передел собственности, под маховик которого попадают исключительно государственные предприятия. Из-под российской экономики вышибается основа, устраняется государственная роль в управлении национальной промышленностью. Поэтому мартовская резолюция конференции трудового коллектива ОАО "Щекиназот" в первую очередь обращена к поддерживаемому химиками и.о. президента Владимиру Путину и председателю Государственной Думы Геннадию Селезневу. Щекинские химики надеются, что будут услышаны.
Тула