Многолюдные митинги - не самый лучший способ осознания собственных корней. |
КАК ИЗВЕСТНО, последний год ХХ века будет широко отмечен юбилейными торжествами в честь 2000-летия возникновения христианства. Огромная значимость подобных мероприятий не вызывает никаких сомнений. Российский организационный комитет по подготовке и встрече III тысячелетия рассматривает эти празднества как неотъемлемую составную часть своей программы.
На фоне подготовительной работы к встрече нового тысячелетия уместно обсудить еще одну столь же масштабную дату в истории многоконфессионального Российского государства. В конце 1996 г. Совет муфтиев и Духовное управление мусульман европейской части России, ссылаясь на факт завоевания арабами в 22-м г. хиджры (по исламскому летосчислению) города Дербента, обратились к президенту Республики Татарстан Минтимеру Шаймиеву с предложением одновременно с проведением юбилея христианства торжественно отметить 1400-летие начала распространения ислама на территории России.
Мольбы мусульман Северного Кавказа - о мире и согласии в этом беспокойном регионе. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
Инициатива духовенства Татарии нашла отклик у руководства республики, адресовавшего аналогичное обращение президенту Российской Федерации. Внимание Бориса Ельцина было обращено на уважительное и бережное отношение к чувствам верующих обеих конфессий. Основным был тезис об укреплении единства россиян, сохранении согласия и взаимопонимания между народами и религиями.
Тем не менее по вопросу установления точки отсчета распространения ислама в России не все представляется бесспорным. Как считают ведущие историки Российской академии наук (РАН) и Дагестанского научного центра РАН, скрупулезный анализ арабских источников, датируемых IХ-Х вв., показал, что многочисленные походы арабов в район Дербента в начале VII века не ставили целью его исламизацию, а достаточно длительное время носили разведывательный характер. Как заключает профессор Амри Шихсаидов, лишь в первой трети VIII века Дербент превратился в "арабский" город. По мнению ученого, требуется дальнейшее изучение вопроса о начальном этапе исламизации Дагестана.
Дагестанское духовенство целиком разделяет мнение о нецелесообразности проведения торжественных мероприятий, связанных с 1400-летним юбилеем, в сроки, опережающие фактические. Повсеместное распространение ислама началось намного позже.
Президент Российской академии наук Юрий Осипов также считает, что "процесс исламизации Северного Кавказа приобрел заметный характер значительно позже той даты, которую Совет муфтиев считает исходной для отсчета 1400-летия". Позиция ученых ясна, и в этом смысле настойчивые усилия Духовного управления мусульман европейской части России, демонстрирующие явную поспешность, вызывают недоумение и заставляют задуматься: к чему форсировать события, давая простор противоречивым оценкам и умонастроениям? В самом деле многовековая история зарождения, распространения и развития христианской и исламской религий неотделима от эволюции общества в целом, от истории российских народов в рамках единой государственности.
Махачкала