Известные каждому слова классика "Урал - опорный край державы" сегодня наполняются конкретным экономическим содержанием. Этот промышленный регион обладает таким уникальным металлургическим комплексом, что может выступать своеобразным экономическим монополистом, с которым обязаны будут считаться такие естественные монополии, как "Газпром", РАО "ЕЭС России", МПС, и который станет основой возрождения всей тяжелой промышленности России.
Когда нам с высоких трибун в сотый раз повторяют прописную истину о том, что конечной целью экономической политики является повышение благосостояния населения, вспоминаются подзабытые стереотипы из советского прошлого: Кубань - всесоюзная житница, Кавказ - здравница, а Урал - кузница. Но случилось так, что административное деление на "кузницы" и "житницы" привело к социальному расслоению населения. Порой ситуация доходит до абсурда: родственные предприятия, не только выпускающие одинаковую продукцию, но и расположенные в одном регионе, находятся в совершенно разном положении, а жители одной области существуют как будто в двух разных государствах. Конечно, справедливое социальное неравенство заложено в основу рыночной экономики. Но вместе с тем государство обязано регулировать социальные процессы таким образом, чтобы они не приводили к крайним формам расслоения, граничащим с катаклизмами. Такое регулирование должно происходить на уровне законодательной и исполнительной ветвей власти. А партнером государства в построении и регулировании социальной сферы являются стабильно и прибыльно работающие предприятия.
Поэтому первое требование новой экономической программы - сильная государственная вертикаль власти, с одной стороны, и консолидация промышленников, эффективных управляющих, ответственных за будущее своих регионов, - с другой. Это очень злободневное требование, потому что сегодня на местах все чаще наблюдаются попытки теневых, криминальных толстосумов подмять под себя не только перспективные предприятия, но и структуры власти. Этому способствует и вольное толкование современной рыночной экономики. Ни для кого уже не секрет, что на многих так называемых независимых промышленных предприятиях давно в ходу двойная и даже тройная бухгалтерия, выстраивание пирамид местного значения и бесконтрольность. Не исключение и уральские предприятия. Зачастую собственники и директора заводов и комбинатов заинтересованы лишь в том, чтобы получить быструю прибыль, ни копейки не вкладывая ни в техническое перевооружение, ни в социальную сферу.
Яркий пример - ситуация, сложившаяся на Качканарском горно-обогатительном комбинате "Ванадий" в Свердловской области. Это крупнейшее предприятие отрасли с годовым оборотом более 300 млн. долл. Такой гигант черной металлургии, как Нижнетагильский металлургический комбинат, на 70% зависит от сырьевых поставок из Качканара. ГОК - не только бюджетообразующее предприятие в масштабах района и области, но и стратегически важное для всей национальной экономики. Поэтому, когда на таком комбинате в январе сложилась предзабастовочная ситуация, в правительстве Свердловской области забили тревогу. Положение действительно было угрожающим: зарплата рабочих на Качканарском ГОКе оказалась одной из самых низких в металлургической промышленности региона, не работали предусмотренные договором программы социальной защиты, не выплачивались даже компенсации на горячее питание в рабочей столовой. Последней каплей стала происшедшая в конце прошлого года крупная авария, которая привела к прорыву плотины шламохранилища. Выяснилось, что инцидент, нанесший немалый ущерб экологии региона и самому предприятию, случился по вине прежнего руководства комбината, которое обязано было предотвратить катастрофу. Но если бы дело было только в бесхозяйственности! Назначенные полтора года назад на должности генерального директора и председателя совета директоров, Джалол Хайдаров и Дамир Гареев повели на комбинате политику, ущербную для предприятия. Например, ими была создана посредническая фирма "Полипром", которая получала продукцию ГОКа по себестоимости - 250 руб. за тонну железной руды. Зато продавала потребителям - металлургическим предприятиям - уже по рыночной цене, то есть вдвое дороже. Нетрудно догадаться, куда уходила разница. По предварительным оценкам, комбинату был нанесен колоссальный ущерб в 1,3 млрд. руб.!
В прошлом году я был президентом ОАО "Качканарский ГОК "Ванадий". Видя такие вопиющие злоупотребления и не желая быть участником этой грязной игры, ушел в отставку. Незадолго до Нового года Министерство промышленности Свердловской области, владеющее "золотой" акцией ГОКа, трижды обращалось к Хайдарову и Гарееву с предложением обсудить сложившееся на комбинате положение. Ответа не последовало. Тогда по инициативе областного министра промышленности Буркова было созвано внеочередное заочное собрание совета директоров. В повестке дня значился один вопрос - переизбрание действующего руководства комбината. Вечером 28 января я получил протокол с решением совета директоров о своем назначении генеральным директором Качканарского ГОКа. Естественно, это вызвало активное противодействие команды Хайдарова и Гареева. Но сначала Качканарский суд, а затем и Свердловский областной суд подтвердили легитимность моих полномочий.
Наследство мне досталось незавидное. Необходимо покрывать принесенный комбинату ущерб, отдавать долги, выплачивать зарплату. Но самое главное - восстановить доверие десятитысячного коллектива к руководящему звену. Первостепенной задачей было определено наведение порядка на предприятии. С профсоюзом и трудовым коллективом намечено подписание нового коллективного договора, который бы отразил все накопившиеся за время правления Хайдарова требования рабочих. Уже удалось поднять зарплату на комбинате на 30%. И это не предел, ведь ГОК по своей структуре и производственным возможностям - богатейшее предприятие. Вопрос лишь в том, как правильно распорядиться зарабатываемыми средствами. Если работать напрямую, без забирающих львиную долю прибыли посредников, то и заработная плата возрастет почти вдвое, и на исполнение социальных программ останутся немалые средства.
Но мы еще только в начале пути. Экономическая логика сегодняшнего дня заставляет искать пути корпоративного развития металлургии от добычи сырья до производства конечного продукта. Уже подсчитано, к примеру, что идея корпоративного объединения Качканарского ГОКа и Нижнетагильского металлургического комбината обеспечит этим предприятиям экономию производственных затрат на 30%. А это означает, что больше средств будет оставаться на техническое перевооружение и социальную сферу. Такой дуэт - это пятая часть всей черной металлургии страны. Но, на мой взгляд, в новый холдинг должны войти не только НТМК и Качканарский ГОК, но и Богословское рудоуправление, Караблагодатское рудоуправление, Высокогорский ГОК, Серовский металлургический завод. Если эта группа предприятий, начиная с сырьевой базы и до готовой продукции в виде металлопроката, будет объединена, сложится неуязвимая для любых экономических потрясений структура. Гарантия тому - единое управление производственным процессом. Поэтому принципиально, чтобы собственники предприятий как можно быстрее нашли компромисс и выработали консолидированную позицию по вопросу такого объединения. Только в этом случае можно быть уверенным, что те испытания, которые в последнее десятилетие выпали на долю отечественной промышленности и, в частности, металлургии, впредь обойдут горняков и металлургов стороной. Пришла пора думать не о выживании, а о перспективах экономического роста. Богатая страна не должна больше жить бедно.
Екатеринбург