В Москве состоялось Всероссийское совещание глав администраций шахтерских городов. Его участники рекомендовали правительству и отраслевым структурам разработать меры, которые позволили бы решить многочисленные проблемы угольной промышленности и прежде всего обеспечить надежность и "проходимость" финансирования.
Владимир Ротин, вице-президент Ассоциации шахтерских городов РФ, в своем выступлении подчеркнул, что основная проблема для бывшего Подмосковного, ныне Тульского угольного бассейна - высокие темпы роста безработицы в отрасли, которые пока опережают темпы создания новых рабочих мест.
Недра Тульского угольного бассейна богаты лигнитами - энергетическим углем. Наряду с разнообразным строительным сырьем здесь есть почти 200 млн. тонн высокоценных стронциевых руд, а также полиметаллы и кадмий, медь и серебро, цинк и свинец. Тульский энергоуголь обогащен редкоземельными элементами - цирконием, скандием, цезием и даже золотом с бокситами, пользующимися большим спросом в российской промышленности и на мировом рынке. Но по сей день они идут в отвалы. Прекращен экспериментальный синтетический угольный бизнес вблизи г. Венева. Чтобы производство нефти было рентабельным, цены на нее должны быть сверхвысокими, на уровне мировых (40-43 долл. за баррель).
В шахтерских бараках только в Тульской области проживают почти 20 тыс. человек. Большинство из них не вернутся в отрасль из-за закрытия или консервации шахт, где они проработали не один год. Пора развивать уникальные добывающие и перерабатывающие отрасли, чтобы трудоустроить этих людей.
Угольный бассейн Мосбасс появился на энергетической карте страны в первой половине 30-х годов нашего века. Шахтерские города Сталиногорск (с 1961-го Новомосковск), Венев, Узловая и прилегающие к ним поселки - ныне их число достигает 140 - входили до середины 60-х в состав Московской области. Бассейн снабжал энергетику Подмосковья лигнитами. Многие десятилетия здесь добывалось не менее 20 млн. тонн угля в год, а нехватку рабочей силы восполняли даже военнопленными. Однако по мере перехода столичной, да и всей энергетики центральной части России на нефтепродукты, а затем на природный газ энергетическая роль Мосбасса пошла на убыль. Сверхинтенсивная добыча лигнитов, имеющих большое содержание азота, серы и высокую зольность, поставила ряд районов бассейна на грань экологической катастрофы.
Изменить сырьевую ориентацию Мосбасса власти и руководство отрасли не предполагали. В 60-х годах после передачи Мосбасса Тульской области и созданному позднее объединению "Тулауголь" проблемы усугубились. Почти вся энергетика соседних регионов перешла на использование мазута, дизельного топлива и природного газа. Новые технологии в химической отрасли исключали рост потребления тульского угля. А распад СССР и "одномоментная" ликвидация госзаказа и межотраслевых связей повергли угольный бассейн в глубокий перманентный социально-экономический кризис.
По оценкам аналитиков Всемирного банка, подготовившего программу долгосрочной реструктуризации угольной промышленности России (1996- 2010 гг.), не менее двух третей тульской угледобычи не будет иметь стабильного спроса, поэтому большинство угольных шахт и резервов бассейна обречено на консервацию или вообще должно быть ликвидировано. А к 2005-2007 гг. около 80% добычи угля рискует здесь стать ненужной.
К концу 90-х добыча угля в Тульском бассейне сократилась до 9-12 млн. тонн в год. Лишь за 1999 г. она упала более чем на 30% (по сравнению с 1998 г.). Однако ресурсы угля здесь по-прежнему крупные - около 18 млрд. тонн.
На Всероссийском совещании глав администраций шахтерских городов особо подчеркивалось, что без долгосрочных инвестиционно-технологических предложений российский или иностранный капитал не пойдет в Тульский и другие угольные бассейны.
Отметим, что в связи с ростом спроса металлургических и химических предприятий на энергопромышленное сырье в 1997 г. в Веневском районе Тульской области все же была сдана в эксплуатацию крупная шахта "Бельцевская". В 2000 г. на ней предполагается добыть свыше 1 млн. тонн угля. Здесь будут трудоустроены 700 горняков, уволенных с закрытых шахт бассейна.
И все же кардинальная экономико-технологическая перестройка Тульского угольного региона явно задержалась, хотя здесь есть надежная ресурсно-сырьевая база для возрождения былой славы Мосбасса как промышленного "эпицентра" Центральноевропейского региона России.
Тула-Москва