В столице Мордовии четвероногие друзья стали слишком обременительными для бюджета своих
хозяев. Фото Андрея Чернова (НГ-фото) |
НАСТУПИВШИЙ год саранские друзья и любители животных встретили в страшном смятении: руководство муниципального унитарного предприятия "Городская служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства", по их мнению, всерьез ополчилось против меньших братьев.
Все началось с постановления мэра Саранска Ивана Ненюкова "Об утверждении временных тарифов на жилищно-коммунальные услуги для лиц, содержащих собак и кошек в жилых помещениях и домах" за # 665 от 29.12.99 г., вступившего в законную силу с 12 января 2000 г. Именно это постановление стало юридической базой всех последующих актов. Согласно ему "в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. # 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", решением Саранского городского совета депутатов от 5 февраля 1996 г. # 67 "О делегировании главе самоуправления г. Саранска полномочий по установлению цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными организациями" и, учитывая, что гражданами, содержащими собак и кошек в жилых помещениях и домах потребляется значительно больший объем жилищно-коммунальных услуг, постановляю: утвердить временные тарифы на жилищно-коммунальные услуги: для граждан, содержащих собак в жилых помещениях и домах в размере 1/4 минимального размера оплаты труда (МРОТ) за 1 собаку в месяц (сейчас это чуть больше 20 рублей); для граждан, содержащих кошек, в размере 1/8 МРОТ за 1 кошку в месяц (около 10 рублей)". Постановление должно было вступить в законную силу с момента его опубликования, однако тут-то буря и разразилась, поскольку инициатором данного законного акта стала злополучная служба заказчика ЖКХ.
На вопрос корреспондента "НГ", почему решение о введении новых тарифов вызвало такую бурю негодования среди жителей города, директор "Городской службы заказчика жилищно-коммунального хозяйства" (ГСЗЖКХ) Юрий Филев ответил достаточно раздраженно. Его можно понять - за последнее время он стал врагом номер один для львиной доли жителей столицы республики, поэтому начал свой ответ с самой предыстории конфликта:
- В августе-сентябре прошлого года работники нашей службы провели в общей сложности около 30 встреч с жителями города. Но ни одна (!) из них не обходилась без того, чтобы населением не был жестко поставлен вопрос о содержании домашних животных в городских условиях И когда мы обобщили материал всех этих встреч, стало ясно, что проблема содержания домашних животных оказалась по важности на четвертом месте (это при том, что нерешенных вопросов в службе и без того хватает!). Еще раз хочу повторить: это не налог и не сбор! Мы уже устали повторять: это тариф на жилищно-коммунальные услуги для владельцев кошек и собак, которые должны платить за содержание своих питомцев в муниципальном жилом фонде. Раньше за домашних животных тоже платили, но это называлось сбором, который с введением в действие налога на вмененный доход отменен.
В результате руководством ГСЗЖКХ было сделано соответствующее предложение в администрацию города, чтобы упорядочить содержание домашних животных в квартирах и домах горожан. Большинство руководителей городских районов с этим предложением согласилось, поэтому 29 декабря 1999 г. главой администрации Саранска Иваном Ненюковым было подписано соответствующее постановление. Предполагалось, что проблема должна была решиться с введением новых тарифов на содержание домашних питомцев, однако на практике все оказалось совсем не просто. Страсти подогрело и эмоциональное выступление самого Юрия Филева, попытавшегося на страницах одной из городских газет объяснить населению необходимость принятых мер:
- Если подходить с цивилизованных позиций, то за животных платить надо. В городе есть власть, решения которой должны быть обязательны для исполнения всеми гражданами. Нет средств заплатить тариф - избавляйтесь от животного! Уже с января сумма тарифа войдет в счет извещений. С теми же, кто не выполнит наших требований, будем судиться.
Ответ возмущенных горожан не замедлил себя ждать: "Чиновник, наделенный властью, с нескрываемым цинизмом предлагает избавляться от кошек и собак, если хозяевам нечем будет за них платить. Это ли не показатель бесчинства власти, которая, как всегда, далека от народа? Мы же разъясняем своим детям, что забота о животных - долг человека разумного. Господину Филеву в детстве, видимо, не преподали этот урок... Не так давно по ТВ прошел сюжет о спасении бездомной собаки, которую в течение нескольких часов пытались вызволить спасатели. Следуя логике господина Филева, их усилия - это время и деньги, потраченные впустую. Гораздо легче бросить ей кусок отравленной колбасы, чтобы не мучалась..." (Из коллективного письма учителей одной из средних школ Саранска).
Более того, после принятия федерального закона о запрещении жестокого обращения с животными в службу стали звонить возмущенные горожане с требованием прекратить отлов бездомных животных. В ответ на такого рода обращения работники ЖКХ только недоумевали: "Если отлов и усыпление бродячих собак - мера, не вполне гуманная, то как же тогда защитить горожан от укусов?". Справедливости ради необходимо заметить, что страдают жители Саранска в основном от укусов домашних животных: по неполным данным, в прошедшем году за медицинской помощью обратилось около 750 жителей, а это больше, чем в 98-м. Причина - практически полное отсутствие культуры выгула у местных владельцев собак: собаки бродят по площадкам без ошейников, намордников, а иногда и без поводков. Причем сами хозяева иногда не в состоянии справиться со своими питомцами, потому что самыми популярными породами собак ныне являются бойцовые, которые на хозяйский окрик смотрят по большей части снисходительно.
Прислушаться к позиции главного хозяйственника заставляет и действительность, так как чистотой и культурой поведения жителей Саранск похвастаться, увы, не может:
- Сейчас зима, и снег скрывает следы собачьей жизнедеятельности. Но скоро весна, и все мы сможем увидеть, какое безобразие творится на некогда детских площадках и пешеходных дорожках. И хотим мы этого или нет, но кучи экскрементов придется убирать дворникам... Кроме того, можно сколько угодно издеваться над постановлением, но весной и летом те же собаки являются потребителями коммунальных услуг: после прогулки без ванной никак не обойтись.
По поводу собак у руководства службы заказчика изначально никаких сомнений не было, а вот насчет кошек законотворцы пребывали в глубоких раздумьях - применять этот тариф или подождать. Испытав невиданное доселе давление со стороны местных средств массовой информации, сам директор вынужден был признать, что в отношении кошек он погорячился. Вновь избранный на следующий срок мэр Саранска Иван Ненюков решил пойти навстречу своим избирателям и сделать им своеобразный подарок: согласно его новому постановлению с 3 февраля 2000 г. тарифы на жилищно-коммунальные услуги в отношении владельцев кошек применяться не будут. С единственной оговоркой: если число мяукающих квартирантов не будет превышать десяти в одном помещении. В противном случае, тарифы будут такими же, как и в отношении владельцев собак.
По неполным данным, в городских домах на данный момент проживает свыше 5 тысяч собак и около 3 тысяч кошек, которых надо мыть, поить, кормить и т.д. Раньше, по мнению руководства жилкомхоза, этот вопрос был более упорядоченным: ветеринарная лечебница обслуживала животных только при наличии у хозяев справки о том, что они стоят на учете в ЖКХ и платят необходимый сбор. В настоящее время этот порядок пытаются возродить, хотя, как это удастся реализовать на практике, не совсем понятно. Дело в том, что в настоящее время в городе развивается система частных ветеринарных служб, которые в домашних условиях даже проводят операции, причем никакой справки из ЖКХ они, разумеется, не требуют. Были бы деньги.
По словам директора ЖКХ, вопрос о том, куда пойдут вырученные от сбора тарифа деньги, пока не решен, хотя с этим проблем не будет, тем более что сумма для нас принципиального значения не имеет. "Взять хотя бы обустройство площадок для выгула собак. Правда, и здесь существуют определенные трудности. В 1998 г. в Саранске служба заказчика уже установила 10 вольеров для собак, за которые нас много и часто справедливо критиковали. Но на сегодняшний день населением они практически не используются, так как большинство владельцев по-прежнему предпочитают выгуливать своих питомцев на тротуарах и возле детских площадок".
В результате сложилась парадоксальная ситуация: огороженные сеткой вольеры облюбовала малышня, а собаки безраздельно господствуют на некогда детских площадках. Если так пойдет и дальше, через несколько лет жителям Саранска придется строить вольеры побольше, но для выгула детей. Тем временем есть все предпосылки для того, что через два-три месяца после введения новых тарифов число бродячих собак на улицах города резко увеличится, так как платить, пусть даже небольшую сумму, многие владельцы откажутся. Однако "Заказчик" готов и к такому повороту событий: "Я жестко поставил этот вопрос, вплоть до того, что раздал контрольные цифры по всем районам города. Наша служба готова и к жалобам стариков, но если это любимая собака, то, думаю, 20 рублей в месяц за нее можно найти..." Данные по численности домашних животных здесь собираются получать методом разведки. То есть противостояние сторон приобретет другие формы, больше похожие на военные. Уже есть данные о том, что в некоторых районах города у жильцов пытаются получить информацию о наличии животных в квартирах. Однако у владельцев собак есть свои аргументы в споре: "Поражает несоответствие тарифов на проживание в доме животного и человека. При прописке в квартиру нового члена семьи на него приходится около 15 рублей в месяц, тогда как на собаку - 22. Неужели господин Филев считает, что собаке нужно каждый день умываться, стирать белье и пользоваться водой? К тому же никогда ни одной собаке не нужна была справка из ЖКХ, чтобы сделать прививку. Создается впечатление, что единственной целью господина Филева является выбивание денег у полунищего населения Саранска. И потом, куда все-таки планируется направить вырученные "собачьи" деньги, ведь сумма получается немаленькая?" (Из обращения горожан, владельцев собак).
Чем закончится противостояние главного хозяйственника Саранска с владельцами собак пока неясно. Однако обе стороны полны решимости продолжать борьбу до победного конца, причем веские доводы есть у всех.
Саранск