С ХРЕБТА Дандук, где разместилась одна из погранзастав, четко просматривается Аргунское ущелье. "Вот по этой стороне нами заняты все главные точки, а вон там, - показывает на противоположную сторону ущелья командир недавно созданного Итум-Калинского отряда полковник Виктор Чупраков, - еще сидят боевики". По этим точкам сейчас ведет обстрел артиллерия, "работает" авиация. Отсюда, с высоты более двух километров, хорошо видны горные селения, которых в этих местах немного. Справа как на ладони Итум-Кале, где недавно была проведена зачистка. Это небольшое селение, в прошлом году здесь проживали всего 58 человек. Сейчас здесь никого нет - часть жителей, по подтвержденным данным, ушли с боевиками на грузинскую территорию.
Итум-Кале до недавнего времени был оплотом чеченских боевиков. Во многих подворьях во время зачистки были найдены запасы оружия, почти все подвалы оборудованы для содержания заложников. Практически каждый день здесь, в Аргунском ущелье, пограничники освобождают заложников, которые насильственно использовались боевиками в обустройстве огневых позиций и подсобно-хозяйственных работах. При мне были освобождены трое. У них не было никаких документов. Одному из них около 45 лет, хотя он выглядит дряхлым стариком. Его, безработного, заманили в горы еще до начала первой чеченской войны, пообещав хорошо оплачиваемую работу, но вместо этого подвергали унижению и побоям.
На каждой из захваченных баз боевиков, по словам замначальника Северо-Кавказского регионального погрануправления генерал-майора Николая Лисинского, обнаруживают не только боеприпасы, продукты, медикаменты, но и большие запасы водки. По всему видно, что "федералов" здесь не ждали, иначе боевики не побросали бы личные документы, которые здесь находят сотнями. Говорят, даже Масхадов признался, что не ожидал от российских войск такой прыти. У боевиков, судя по всему, была крепкая оборонная сеть, и если бы не привлечение реактивной артиллерии и авиации, вряд ли так быстро удалось бы блокировать Аргунское ущелье и перекрыть одно из важных направлений на 80-километровом чеченском участке российско-грузинской границы, который передан для охраны Итум-Калинскому отряду. Сегодня здесь совместно с подразделениями и частями оперативной группы "Юг" проводится специально спланированная пограничниками операция "Аргун".
"Мы занимаем и удерживаем в ущелье все новые и новые районы обороны, - рассказывает Виктор Чупраков. - Это будущие пункты дислокации пограничных застав, линейных пограничных комендатур. В настоящий момент от государственной границы - поста "Шатили" - до Бастыхи уже развернуто восемь боевых лагерей, туда направлены штатные офицеры для приема дел и должностей от офицеров из других региональных управлений. Скоро начнет функционировать первая комендатура Итум-Калинского погранотряда. Безусловно, когда завершится контртеррористическая операция и возвратятся местные жители, мы доведем до их сведения позицию руководства ФПС России в отношении того, что охраняться государственная граница, как и везде, будет совместно с ними". На днях состоялась первая встреча пограничников с жителями селения Ведучи. Они заверили пограничников, что в ауле не осталось ни одного боевика, и обещали, что в каждом из 62 дворов им будет всегда оказана поддержка.
В инженерном плане граница в районе Аргунского ущелья, по словам Николая Лисинского, обустроена примерно на 70%. Авиаторами Северо-Кавказского регионального управления переброшены по воздуху сотни военнослужащих с вооружением, материальные средства и боеприпасы. Круглосуточно ведутся разведывательно-поисковые работы. Боевые группы выходят на направления, где возможно нахождение боевиков и их баз. Пограничники прибыли на голое место, поэтому сразу пришлось и службу нести, и окопы рыть. Работать приходится и по ночам, обустройство лагерей отнимает большую часть времени.
"Мы пришли на землю вайнахов не горы завоевывать, а взять под охрану границу", - подчеркивают офицеры. Замначальника Владикавказского погранотряда полковник Геннадий Мушинский рассказывал, что, занимая и обустраивая высоту, ставшую погранзаставой "Аргун", он впервые за последние десять лет почувствовал, что такое наступать: "Мы уходили из Закавказья - нам вслед плевали. Здесь наконец заняли те рубежи, которые давно надо было занять, - это наша граница".
В зимнее время воевать в горах легче: снежный покров позволяет авиации и артиллерии фиксировать и уничтожать противника, облегчается задача по занятию господствующих высот. "Но что будет, когда начнется весна? - беспокоится Чупраков. - Местность здесь очень лесистая. Так что по весне боевики с равнины наверняка потянутся в горы. И я не сомневаюсь, что рубеж Аргунского ущелья постоянно будет объектом нападения". Объединенная группировка федеральных сил на Северном Кавказе не зря планирует разместить в Итум-Кале мотострелковый полк, во взаимодействии с которым пограничники будут прикрывать чеченский участок российско-грузинской границы. По мнению Виктора Чупракова, в этом году, скорее всего, предстоит границу не только охранять, но и оборонять, как в Таджикистане.
Аргунское ущелье