Главная продукция "Пермских моторов" сегодня нужнее газовикам, чем авиаторам. Фото автора |
ПОХОЖЕ, очередная волна масштабного передела собственности, накрывшая в последнее время Россию, докатилась и до Западного Урала. На сей раз в эпицентре борьбы оказалось АО "Пермские моторы" - широко известный не только в России, но и в мире производитель авиационных двигателей. Впрочем, самому крупному предприятию Перми к этому не привыкать: последние годы оно передавалось от одних собственников к другим, как переходящее красное знамя. Все это привело к дестабилизации производства, резкому снижению его объемов, долгам по зарплате, массовым увольнениям.
На сегодняшний день холдинг "Пермские моторы" оказался под контролем группы Владимира Потанина "Интеррос", которая, в свою очередь, отдала блокирующий пакет (25%) акций "Пермского моторного завода" - главного производителя авиадвигателей - американской авиастроительной корпорации Pratt & Whitney. При этом американцы вряд ли заинтересованы в том, чтобы их российский конкурент встал на ноги. Скорее, наоборот.
Самым впечатляющим свидетельством отнюдь не бескорыстных намерений "Интерроса", выступающего солидарно с иностранцами, стал громкий скандал, разразившийся на Западном Урале в прошлом году. Тогда правоохранительные органы Перми выявили и пресекли попытку передачи комплекта технической, конструкторской и технологической документации на двигатель ПС-90А (ее разработчиком являлось ОАО "Авиадвигатель") фирме "Интеррос-Авиа".
По оценкам экспертов, потери от утраты прав собственности на двигатель могли составить от 800 млн. до миллиарда долларов.
Совместная деятельность "Интерроса" и Pratt & Whitney пока не принесла ощутимых перемен к лучшему на "Пермских моторах". Число заявок на профильную продукцию моторостроительного холдинга - авиадвигатель ПС-90А, хотя и несколько больше, чем еще год-два назад, все еще крайне мало. Неизвестно, что стало бы с гордостью уральской промышленности, если бы пермяков не выручил "Газпром". На базе авиадвигателя ПС-90А пермские моторостроители спроектировали и успешно производят газотурбинные установки и газоперекачивающие агрегаты для нужд газовой промышленности России. Так "Газпром" стал главным заказчиком и кормильцем "Пермских моторов".
Газоперекачивающие станции пользуются стабильным спросом у "Газпрома". В прошлом году пермяки продали всего полдюжины авиационных моторов, в то время как газоперекачивающих станций - в семь раз больше. Сегодня на газовые установки приходится больше половины объемов производства "Пермских моторов". Заместитель председателя правления "Газпрома" Петр Родионов утверждает, что за последние шесть лет финансовые вложения "Газпрома" в разработку новой продукции и освоение ее серийного производства составили свыше 150 млн. долл.
Реализация всех этих программ требует 50 млн. долл. инвестиций в техническое переоснащение предприятий холдинга "Пермские моторы". С этой целью "Газпром" уже выделил им трехлетний беспроцентный заем в размере 258 млн. руб. Погашение займа планируется поставками продукции предприятий. При этом размещаемые заказы не затрагивают мобилизационные мощности предприятий и не могут повлечь за собой негативных последствий для исполнения возможного оборонного заказа.
Между тем сегодня пакет акций "Пермских моторов", принадлежащих "Газпрому", до смешного мал - около 3%. Доля "Газпрома" в пермском ОАО "Авиадвигатель" несколько больше - 16%. В уставном капитале АО "Пермский моторный завод" доли газовиков нет вообще, хотя та же Pratt & Whitney имеет в нем 25% акций. Поэтому вполне логичным выглядит появление письма заместителя председателя правления газового концерна Петра Родионова вице-премьеру российского правительства Илье Клебанову, вызвавшего весьма бурную реакцию ряда пермских газет, традиционно дружественных "Интерросу".
Петр Родионов попросил Илью Клебанова предоставить статус управляющей компании акциями пермских моторостроительных предприятий финансово-промышленной группе "Корпорация Компомаш" (51% акций этой ФПГ находится в госсобственности). Кроме того, зампред правления "Газпрома" предложил передать в уставный капитал и в доверительное управление "Компомашу" принадлежащие государству и "Газпрому" акции АО "Пермские моторы", ОАО "Авиадвигатель", ОАО НПО "Искра" и ОАО "Рыбинские моторы". Одновременно предлагается передать в доверительное управление "Газпрому" 25% акций ОАО "Корпорация "Компомаш" и сформировать исполнительные органы компании с участием представителей "Газпрома".
Узнав о письме Родионова, близкая к "Интерросу" пермская пресса тут же обвинила "Газпром" в попытке произвести мягкий передел собственности в пермском авиахолдинге. В адрес газовиков тут же посыпались обвинения в стремлении свернуть производство авиадвигателей, переориентировав завод исключительно на обслуживание собственных нужд. Словом, назревал очередной конфликт.
Такая бурная реакция вызвала у самих газовиков и пермской общественности некоторое удивление. Ибо еще совсем недавно совет директоров "Пермских моторов", большинство в котором составляют представители "Интерроса", фактически поддержал предложение члена правления "Газпрома" Богдана Будзуляка рассмотреть вопрос об увеличении доли собственности "Газпрома" в АО "Пермские моторы" с 2,9% до 25% уставного капитала, в АО "Пермский моторный завод" - с 0 до 25%, в ОАО "Авиадвигатель" - с 16,3% до 25%. Было признано целесообразным увеличить уставный капитал "Пермских моторов", а гендиректору холдинга Виктору Кобелеву поручили проработать в Мингосимуществе и "Газпроме" возможные способы увеличения их доли в уставном капитале "Пермских моторов" за счет дополнительного выпуска акций.
Страсти вокруг "Пермских моторов" несколько охладил вице-премьер правительства Илья Клебанов, совершивший на днях стремительный блиц-визит в Пермь. Большую часть времени пребывания там Илья Иосифович посвятил проблеме уральского моторостроительного холдинга.
По итогам поездки вице-премьер заявил, что "Газпром" представил очень серьезную программу модернизации газоперекачивающих станций, основную роль в реализации которой должны играть "Пермские моторы". "Газпром" готов купить не одну тысячу турбин, это на самом деле инвестиционная заявка, и поэтому он ждет разумных цен", - отметил Клебанов. По мнению правительственного чиновника, сегодня основной интерес газовиков заключается только в контроле над ценами на интересующую их продукцию пермских моторостроителей.
Вместе с тем вице-премьер заметил: "Владельцем контрольного пакета "Пермских моторов" "Газпром" стать не сможет, сегодня это на самом деле исключено". Илья Клебанов выразил надежду, что очень быстро будет найден компромисс, устраивающий всех участников процесса. Сопровождавший Клебанова глава Росавиакосмоса Юрий Коптев отметил, что вопрос усиления влияния "Газпрома" в "Пермских моторах" и аналогичных предприятиях "будет решаться в рамках его реального участия в инвестиционном процессе". А генеральный директор "Пермских моторов" Виктор Кобелев и вовсе миролюбиво заметил: "Я думаю, что мы договоримся".
Пермь