В ДЕКАБРЕ 1995 г. в питерском метро произошла авария - на участке Кировско-Выборгской линии нарушилась герметичность конструкций, и тоннель начал заполняться водой с песком. Для предотвращения разрастания аварии участок метрополитена между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" пришлось загерметизировать и затопить водой.
Для громадного города, основным транспортом в котором является метро, случившееся было подлинной катастрофой. Огромный район с населением более 500 тыс. человек оказался отрезан от центра, от рабочих мест. Если учесть, что это был основной район массовой застройки, можно говорить о случившемся в самых мрачных тонах.
Пострадавшую линию нужно во что бы то ни стало пустить в строй, но состояние городского бюджета не позволяло провести колоссальные по затратам работы силами одного столичного города с областной судьбой. Об объемах можно судить по одной только цифре - выигравшей открытый тендер на восстановительные работы итало-шведской фирме "Импрежило энд Эн-Си-Си" по контракту нужно заплатить 126 млн. долл. Причем проблема затрагивает не только тоннельные работы. Затопление метро привело к нарушениям в геологии всего участка городской застройки, прилегающего к месту аварии, что требует дополнительных усилий по укреплению почвы и фундаментов зданий. Возросла нагрузка и снизилась безопасность движения на сохранившихся участках питерского метро. Развитие города требует открытия новых станций, ремонта старых и т.д.
Памятуя о том, что речь идет о второй столице и авария такого масштаба станет предметом внимания не только местных властей, но и федерального Центра, губернатор пообещал, что метро будет в самом скором времени восстановлено. В 1999 г. доля участия города в аварийных работах составила 1 млрд. 44 млн. руб., а федеральный Центр потратил всего 99,4 млн. В 2000 г. город запланировал финансирование проекта на сумму 1 млрд. 448 млн. руб., а Центр намерен раскошелиться всего на 25 млн., и еще столько же, может быть, выделит дополнительно, если, конечно, будут деньги. Причем существует непогашенная кредиторская задолженность федерального бюджета за выполненные в 1997-1998 гг. работы по метростроению в сумме 421,3 млн. руб.
Следует отметить, что объем заявки на финансирование из федерального бюджета метростроительных работ на 2000 г., сделанной правительством Санкт-Петербурга, составлял 1 млрд. 267,7 млн. руб. Без этих денег городу просто не справиться с постигшей его бедой. Однако, несмотря на перевыполнение федерального бюджета по доходам за 1999 г. на 24,8%, заявка питерских властей оказалась выполнена едва на четверть. Авария в питерском метро оказалась, по сути, проблемой сугубо местного значения, для федерального Центра несущественной и неощутимой.
А как вообще производится у нас финансирование аварийных работ? Будет небезынтересным узнать, что с сумм, выделяемых на чрезвычайные работы, уплачиваются все полагающиеся налоги и сборы. Из денег, которые с трудом выделяет Санкт-Петербург на восстановительные работы, в федеральный бюджет исправно взимаются все платежи, что составляет едва ли не треть. Неловко говорить, но чрезвычайные происшествия, вроде затопления питерского метро, требуют чрезвычайных расходов и тем самым увеличивают сверхплановые доходы федерального бюджета, из которого, как было показано выше, лишней копейки не допросишься, даже в случае потопа или пожара.
Например, администрация Санкт-Петербурга официально обращалась в правительство с просьбой освободить от уплаты таможенных платежей за тоннельно-проходческий комплекс и специализированное горно-шахтное оборудование, поступающее из-за границы. Но последовал отказ. Отказано было и в отсрочке уплаты налога на добавленную стоимость. Складывается впечатление, что город получил некую прибыль с аварии и должен ею поделиться с центром.
Тем не менее итальянскими строителями был выполнен колоссальный объем работ, какой только можно было оплатить силами города на Неве. Для продолжения работ необходимы были средства для кредита, который предоставляли нам итальянцы под гарантии правительства РФ. Речь идет о 36 млн. долл. в рамках межправительственного соглашения. По сути, правительство дает только гарантии, погашение же кредита с 2001 г. будет производиться Санкт-Петербургом, но тормозится Минфином и Внешэкономбанком, так и не подписавшими до сих пор необходимые документы. То есть распоряжение правительства от 14.04.99 # 590-р до сих пор не выполнено по воле структуры этого правительства. Никак левая рука не хочет знать, что делает правая.
Все бы хорошо, но для успеха проводимых работ необходимо непрерывное производство, которое гарантируется только непрерывным финансированием. Итальянские рабочие не станут ждать по шесть месяцев, пока им выплатят задолженность по зарплате. Участие федерального бюджета в финансировании чрезвычайных работ в Санкт-Петербурге напрашивается само собой.
Однако у чиновников Минфина на этот счет свои резоны. Федеральный бюджет не только не спешит на помощь терпящему бедствие городу, но и имеет смелость не платить по своим счетам. Так, Петербургский метрополитен за 1996-1999 г. недополучил из федерального бюджета в счет льгот различным категориям пассажиров 180 910 млн. руб. На 2000 г. еще "запланировано" недополучение метрополитеном по этой статье 210,7 млн. руб. Лежит в Минфине бумага от губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева о порядке возмещения расходов бюджетов субъектов РФ по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам федеральных органов власти. Легко догадаться, что лежать будет долго. И в каждый приезд Владимира Путина в родной город в той или иной форме поднимается вопрос о метро.
Положение катастрофическое. Питерцы не могут больше ждать. Однако ни первый вице-премьер, министр финансов Михаил Касьянов, ни его первый заместитель Алексей Кудрин, тоже, кстати, питерец, не сделали ни одного конкретного шага навстречу городу.
На примере Санкт-Петербурга можно сделать вывод, что мы пополняем федеральный бюджет вовсе не для того, чтобы из него финансировались наши неотложные нужды, а для чего-то совсем другого. Но те люди, кому исправно служат федеральный бюджет и Минфин, на метро не ездят.
Санкт-Петербург