Губернатору Александру Филипенко (слева) впервые придется бороться за свой пост. |
ГДЕ НАХОДИТСЯ Ханты-Мансийский автономный округ? Конечно, в России. Но еще и в Тюменской области. Для любого нормального человека это не имеет значения, но для политиков - вопрос принципиальный. В девяностые годы нефтяная кладовая России прошла через крупнейшие разделы и переделы, сумев при этом остаться в тени. Борьба за собственность парадоксальным образом внешне не отражалась на политической стабильности местной власти. Через месяц в округе пройдут выборы губернатора, вторые для нынешнего главы Александра Филипенко. Или первые?
Все местные знают, что округ по территории - больше Франции, да и население по сибирским меркам немаленькое - миллион триста тысяч. Сорок лет назад было всего сто двадцать тысяч, но пошла большая нефть - и народ со всего Союза потянулся в Западную Сибирь. Кто-то, поработав с десяток лет и накопив денег, уезжал на Большую землю, кто-то оставался. Коренное население Югры - ханты, манси и ненцы - вместе с занимаемыми нефтяниками землями теряли и привычный уклад жизни, растворялись в общем котле советского народа. Осталось только гордое название "автономии", образованной еще в 1930 г. (тогда же для населяющих расположенный на север от Югры Ямал ненцев, хантов и коми был создан Ямало-Ненецкий национальный округ, ставший основой "Газпрома"). К началу девяностых аборигены составляли всего 1,5% населения округа, но именно тогда статус автономии, пусть и в рамках Тюменской области, стал важен, как никогда.
БЕЗ МОСКВЫ И ТЮМЕНИ
Разрушалась страна, предчувствовалась дележка государственной собственности. До конца восьмидесятых местные власти подчинялись не только тюменскому начальству, но, по сути, и союзному Министерству нефтяной промышленности. В 1985 г. первым секретарем окружкома партии стал Валерий Чурилов, в 1990 г. пересевший в кресло председателя окружного совета народных депутатов. Чурилов не играл в суверенитет (округ не принимал соответствующей декларации), он его реально добивался. Понимание Чуриловым превосходства "дочки" над "матерью" проявилось уже в том, что в 1990 г. он отказался баллотироваться на пост первого секретаря Тюменского обкома, хотя имел неплохие шансы. Развод с Тюменью длился до 1993 г., и ключевую роль в нем сыграл именно Чурилов, хотя формально он уже не был первым человеком в округе. Главой администрации в декабре 1991 г. стал председатель исполкома окружного совета Александр Филипенко, но лидерства Чурилова он не оспаривал.
После того как в марте 1992 г. округ самостоятельно подписал федеративный договор, еще год ушел на оформление развода с областью и подписание договора о разграничении полномочий между округом и Тюменью. Борьба шла вокруг налоговых отчислений от добычи нефти, и округ ее выиграл, в чем ему помог и Федеральный закон о недрах (принятый в самом начале 1992 г.), отдававший контроль за недропользованием окружным и местным властям. Главой администрации Тюменской области и главным оппонентом Чурилова был Юрий Шафраник, ставший в январе 1993 г. министром топлива и энергетики России. Но и его противник не остался у власти - в конце 1993 г. Чурилов, бывший еще и народным депутатом России, уходит из политики. Еще будучи у власти, Чурилов стал заниматься созданием различных компаний, самой знаменитой из которых была созданная с Кахой Бендукидзе НИПЕК. Потом он создает финансово-инвестиционную компанию "Югра", куда и уходит с поста председателя окрсовета. В Ханты-Мансийске вся полнота власти постепенно перешла к Александру Филипенко.
В декабре 1993 г. Филипенко баллотируется в Совет Федерации и становится депутатом, получив 37%. Вместе с ним проходит и министр топлива Шафраник - 50%. Уход Чурилова почувствовала вся окружная номенклатура. Новый и старый руководители были совершенно разными людьми. Немногословный управленец Филипенко явно проигрывал хитрому политику Чурилову. Освободившись от опеки Тюмени, окружному руководству предстояло столкнуться с новыми, еще более серьезными проблемами. Чтобы понять их, нужно представить себе, что такое Ханты-Мансийский округ.
Основа экономики - нефтедобывающие компании - сосредоточены в нескольких городах, в основном в восточной части округа - Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Когалым, Лангепас, Мегион. Столичный тридцатитысячный Ханты-Мансийск находится практически в центре округа. Западная часть округа с тремя городами - Ураем, Няганью и Белоярским - менее населенная, нефти добывает немного и живет беднее восточной. Приватизация "нефтянки" шла без участия окружных властей, не имевших тогда ни возможности, ни влияния для получения своей доли. После принятия закона о местном самоуправлении окрепла городская власть, получившая в свои руки реальные источники наполнения бюджета, хотя и городские, и районные власти не смогли подобраться к бывшей общенародной собственности. Так же без ничего осталось и большинство коллективов предприятий. Единственным исключением стало крупнейшее предприятие округа "Сургутнефтегаз", руководство которого отказалось играть вместе с московскими олигархами и сумело удержать собственность, а его президент Владимир Богданов стал самостоятельным игроком на нефтяном рынке и сильнейшим человеком в округе. Остальные компании вошли в нефтяные империи. Передел продолжается до сих пор - в прошлом году потеряла свои предприятия "СИДАНКО". В итоге после всех разделов в округе образовалась "Большая семерка". Это пять нефтяных компаний - "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", ТНК, ЮКОС и "Славнефть" и "дочки" двух монополий: РАО "ЕЭС России" ("Тюменьэнерго") и "Газпрома" ("Сургутгазпром").
На фоне дележа собственности укрепились позиции мэров городов и глав местного самоуправления, особенно таких, как Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск. В итоге окружная власть оказалась зажатой между мэрами и нефтяными генералами, причем последние выясняли отношения между собой и с претендовавшими на их предприятия московскими олигархами.
ВЫБИРАЯ ВЫБОРЫ
1996-й стал последним аккордом развода с Тюменью. На сентябрь были назначены выборы губернатора области, в которых оба округа не горели желанием принимать участие. Власти ХМАО назначили выборы своего губернатора на 27 октября, а областные из-за противодействия округов в итоге были перенесены на 22 декабря. О том, что в округе пройдут выборы губернатора, внешне ничего не напоминало. Филипенко спокойно зарегистрировался кандидатом и ждал выборов. В последний момент кто-то из команды губернатора вспомнил о том, что совершенно забыли о необходимости участия хотя бы двух претендентов, иначе выборы не состоятся. Срочно собрали подписи за заместителя Филипенко по социальным вопросам Геннадия Корепанова, руководившего местным отделением НДР. За действующего губернатора высказались практически все местные партии - и тот же НДР, и КПРФ, и объединяющая коренные народы Ассоциация "Спасение Югры". Филипенко, естественно, стал губернатором - 71% "за". Но никому не известный Корепанов набрал 11%, и почти 20% проголосовали против обоих кандидатов. Голосование "против всех" вообще было отличительной чертой выборов в округе. На выборах в Госдуму в 1993 г. по двум территориальным округам "против всех" кандидатов было более 19% избирателей, а в 1995-м - 17%. После избрания Филипенко выборы тюменского губернатора были в округе фактически сорваны - пришло всего 15% избирателей. Среди множества кандидатов первое место в округе неожиданно занял предприниматель Сергей Атрошенко, бывший житель Нижневартовска, опередивший, пусть и на полпроцента, губернатора Рокецкого (Атрошенко победил даже в Сургуте, где Рокецкий был мэром в конце 80-х). Второй тур в округе не проводился, а в области Рокецкий победил Атрошенко и остался губернатором.
Власть Филипенко, хотя и усилившаяся за последние годы, все же далеко не столь сильна, как у большинства российских губернаторов. Вроде бы внешне все обстоит благоприятно для Филипенко. Его никогда не обвиняли в продажности или ангажированности. Партий в округе практически нет (местные коммунисты совершенно инертны), поэтому политической оппозиции губернатору быть не может. В его окружении нет людей, которые могут бросить вызов начальнику. Единственное исключение - амбициозный глава окружной Думы Сергей Собянин, в последний год ставший благодаря должности председателя комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам СФ более известным в России, чем губернатор. Но Собянину некуда торопиться - ему всего 41 год, у него и так много власти. Он уже самостоятельная, не зависимая от губернатора политическая фигура. Ему проще укрепить свои позиции и выйти на выборы в 2004 г. Но, несмотря на внешне благоприятные условия, губернатору очень нелегко. Ему приходится постоянно лавировать между нефтяными компаниями и мэрами городов, между интересами западных и восточных районов округа.
Крупные города восточных районов округа заинтересованы в том, чтобы как можно больше налогов оставлять себе. Окружная власть заставляет их делиться с западными, убыточными районами, а это, естественно, вызывает недовольство мэров городов. Округ пытается оттянуть на себя побольше бюджета, и это тоже встречает сопротивление городов, хотя сейчас в консолидированном бюджете округа, по словам окружных властей, 75% средств приходится на бюджеты местного самоуправления - так много нет, пожалуй, нигде в России. Но и такого бюджета нет нигде в России (кроме столицы) - окружной составил 17,3 млрд. руб. в прошлом и планируется 18,5 млрд. в нынешнем. При этом отчисления по налогам в федеральный бюджет - 23,4 млрд. руб., или 7% всего российского бюджета (второе место после Москвы). Некоторые суммы перетекают туда-сюда, но можно сказать, что округу остается половина заработанного. При населении в миллион триста тысяч округ занимает первое место по бюджетной обеспеченности на одного жителя. Москва отдыхает. Казалось бы, в этих условиях Филипенко должен быть спокоен за исход выборов, но так только кажется.
Города недовольны тем, как распределяются налоги и требуют пересмотра существующего положения. По двум основным налогам - на прибыль и подоходному - округ находится явно в выигрышном положении: по первому соотношение 73,7 на 26,3 в пользу округа, а поступления по второму делятся пополам. В результате бюджет, например, Нижневартовска уже несколько лет является дотационным. Естественно, что и власти и жители Нижневартовска склонны винить в этом положении окружное начальство. Вообще, два основных города округа - Сургут и Нижневартовск - ревниво относятся и ко всем остальным, и друг к другу. Голосование в декабре прошлого года показало, что люди гораздо охотнее голосуют за своих, местных кандидатов. Филипенко для городов не свой, последние двадцать три года (с четырехлетним перерывом) он работает в Ханты-Мансийске. А в Сургуте и в Нижневартовске достаточно своих амбициозных кандидатов - мэр Сургута Александр Сидоров, отставной нижневартовский "генерал" Палий. Если бы они выставили свои кандидатуры, то жители их городов, несомненно, проголосовали бы за них. Перенос выборов с октября на март, проведенный с подачи Филипенко окружной Думой, как раз и был направлен на то, чтобы не оставить возможным соперникам - как местным, так и пришлым - времени на кампанию. К тому же власти порекомендовали одновременно с президентскими и губернаторскими провести еще и выборы мэров, так что круг претендентов сужался сам собой. Сидоров объявил о своей поддержке Филипенко и отказе от участия в борьбе за пост губернатора, а Палий предпочел воздержаться от участия в выборах так же, как и от декабрьских в Госдуму (где он был явным фаворитом). Для Палия, по-видимому, гораздо важнее оказались предстоящие осенью выборы мэра Нижневартовска - пост в ханты-мансийских условиях, немногим уступающий губернаторскому. Нынешний мэр Юрий Тимошков, переживший в позапрошлом году два покушения, так и не смог полностью восстановить силы и не будет участвовать в выборах.
Несмотря на отказы Палия и Сидорова, повторения формальных выборов 1996 г. уже не будет. Шли серьезные разговоры о намерении участвовать в выборах Юрия Шафраника, бывшего руководителя Тюмени. А после того как тюменскому руководителю Рокецкому областная Дума (где большинство у депутатов от округов) не позволила перенести выборы губернатора на 26 марта, стали поговаривать и о том, что сам Рокецкий может принять участие в выборах губернатора ХМАО. Этот слух потом опровергли, но еще до этого Рокецкий сделал примечательное заявление, что эти выборы для губернаторов последние: "Я уверен, что никаких больше выборов на территории не будет".
БЛАГОПОЛУЧИЕ ВЛАСТИ
Филипенко готовился к своим выборам заранее. Еще летом прошлого года он вместе с Собяниным был одним из инициаторов создания "Всей России". Тогда многие губернаторы создавали у себя филиалы нового движения, но Филипенко организовал собственное Межрегиональное общественно-политическое движение "Югра". Создание своей партии стало тем более правильным, когда Шаймиев и Яковлев без согласования с остальными губернаторами пошли на союз "ВР" с Лужковым и Примаковым. Филипенко, ставший лидером "Югры", хотя и поддержал ОВР, особенно не усердствовал в административном давлении на избирателей. И все же результат ОВР в округе был печальным для губернатора: всего 7,8% голосов. Другой неожиданностью выборов стали 15,5% КПРФ - раньше коммунисты здесь получали вдвое меньше. Правда, в Думу прошли оба поддержанных властью кандидата, но здесь просто сработала умелая ставка на сильнейшего.
В "бедных" западных районах победил действующий депутат Госдумы Александр Лотарев, а на востоке - бывший гендиректор "Сургутгазпереработки" депутат окружной Думы Рязанов. Самое интересное, что еще трое депутатов, жителей округа, прошли по партийным спискам. Дважды избиравшийся от восточных районов Владимир Медведев не рискнул идти по округу и прошел по списку ОВР, а гостеприимное "Единство" провело в Думу сразу двух местных бизнесменов - брата заместителя Филипенко по госимуществу Гаджи Амирова и директора ЗАО "Нестле-фуд" Игоря Куценко, никому не известного даже в Сургуте, откуда он вроде бы и появился. Курбан-Али Амиров в Ханты-Мансийске известен, хотя там вряд ли знают, что директор ЗАО "Югра-Траст" заработал за 1998 г. всего 11 526 руб. - деньги, смешные не только для ХМАО.
Думские выборы, несмотря на множество кандидатов, не стали репетицией губернаторских - никто из серьезных претендентов на пост главы округа в них не участвовал. А к губернаторским, как ни страховались власти, у Филипенко появился соперник - Сергей Атрошенко, тот самый участник выборов тюменского губернатора в 1996 г. Он успел поучаствовать во главе созданной им Партии пенсионеров в декабрьских выборах в Госдуму, где показал неплохой для новичка результат - 2%. Выдвижение Атрошенко заставило серьезно понервничать окружные власти, хотя они и заявляют, что Атрошенко проходимец и рейтинг у него всего 3,5% против 45 у Филипенко. Руководство округа явно не хочет повторить печальный опыт Рокецкого, лишь перед самыми выборами осознавшего серьезность претензий Атрошенко. Ясно, что не привыкшему к публичной борьбе Филипенко будет нелегко. Атрошенко достаточно успешно провел последнюю думскую кампанию, показав, что может держать удар даже в поединках с такими опытными полемистами, как Жириновский. К тому же на этих выборах у лидера Партии пенсионеров, судя по всему, не будет проблем с организационными и финансовыми ресурсами. Основными пропагандистскими козырями Атрошенко будут социальная сфера и недостаточный политический вес Филипенко.
Казалось бы, какие социальные проблемы могут быть в округе, где средняя зарплата - 4 400 руб., а прожиточный минимум в прошлом году был равен полутора тысячам рублей. Но средняя пенсия - 650 руб., а цены в округе повыше московских. Власти пытаются доплачивать, но даже с учетом этих выплат пенсии не превышали 750 руб. С 1 декабря минимальная прибавка (для тех, кто прожил в округе менее 5 лет) равна 200 руб., а максимальная (больше 15 лет) - 400. Для того чтобы понять, что это за деньги, посмотрим, сколько, например, приходится платить за квартиру в Ханты-Мансийске. Небольшая двухкомнатная квартира, где прописаны три человека, будет обходиться примерно в 500 руб. в месяц. Трехкомнатная квартира с теми же тремя жильцами может тянуть и под полторы тысячи - если у вас есть "лишние метры", вы платите за них по полной стоимости. И это в Ханты-Мансийске, где люди оплачивают всего треть стоимости жилья, а ведь есть города, где платят и 50, и 60%. Конечно, у пенсионеров есть льготы - они платят половину квартплаты, но все равно для одиноких цифры получаются внушительные. Естественно, что большинство пенсионеров хотело бы работать, но из почти двухсот тысяч окружных пенсионеров работа есть лишь у 28%. Так что аргументы Атрошенко об улучшении социального обеспечения могут найти немало сторонников.
Не может не поражать и другое: тот же Ханты-Мансийск - типичный "город контрастов". Десятки современных, совершенно столичных зданий - офисов госучреждений - построены (и строятся) в последние годы. И тут же деревянные домишки, в которых живет подавляющая часть горожан (жилье, конечно, тоже строят, но очень мало), поэтому и цены на квартиры (хотя и самые дорогие в округе) в том же Ханты-Мансийске практически московские - двухкомнатная квартира в деревянном доме - 450-500 тыс. руб., трехкомнатная в кирпичном - 700-800 тыс.
Прошлогодний социологический опрос дал любопытные результаты. На вопрос: "Кто больше влияет на ситуацию в вашем населенном пункте?" - были получены следующие ответы: местное руководство - 53%, криминальные структуры - 25%. Высокие показатели криминального мира не случайны. И дело здесь не только в пяти живущих в одном Сургуте "ворах в законе" или "авторитетном" в Нижневартовске Питермане. И не в покушениях на мэра Нижневартовска или убийстве мэра Нефтеюганска. Большие нефтяные деньги привели к усилению преступных группировок. Одна из серьезнейших проблем округа - наркотики. Большие деньги привлекают торговцев. Даже по официальным данным, за прошлый год количество преступлений в "сфере незаконного оборота наркотических веществ" выросло на треть (при общем росте преступности на 14,5%).
Для самого Филипенко чрезвычайно важна лояльность к нему руководства нефтяных компаний - если бы одна или несколько из них решились выступить против него, губернатору было бы очень нелегко выиграть выборы. Но и в условиях нейтралитета нефтяных олигархов губернатору предстоит нелегкое испытание. Кстати, в том же опросе общественного мнения влияние руководителей промышленных предприятий (т.е. нефтяников) на ситуацию отметили 23%, а губернатора - 22%. Вспомним про 53% у мэров и 25% у криминалитета. В этих условиях Филипенко нужно будет очень постараться, чтобы доказать свою нужность избирателям.
Ханты-Мансийск - Москва