- МУРАТ АЛИБЕКОВИЧ, почему вдруг после более чем 30-летнего молчания ногайский народ решил воссоединить районы своего компактного проживания?
- Да мы уже устали, что нашу Ногайскую степь постоянно передают из рук в руки. Только за последние 100 лет она шесть раз передавалась в различные административные образования. Была в составе Ставропольской губернии и Терской области, Кизлярского округа и Орджоникидзевского края, а также Грозненской области. Последняя реорганизация территории Ногайской степи произошла в 1957 году в связи с реабилитацией чеченцев и ингушей и восстановлением их республики. Ногайский, Кизлярский и Тарумовский районы вошли в состав Дагестана. Шелковской район - в состав восстановленной Чечено-Ингушетии, а Нефтекумский район оказался в Ставропольском крае. Так, этническая территория ногайцев оказалась разделенной по разным субъектам Федерации, и возникла противоречивая общественно-политическая обстановка среди ногайцев региона. И лишь только в Дагестане ногайцы имеют административный район со своими национальными кадрами, администрацией, образованием и культурным обеспечением. Это Ногайский район. Конечно, ногайский вопрос на сегодня - лишь малая часть сложнейшего клубка национальных проблем на Северном Кавказе, тем более сейчас, когда все внимание федерального Центра направлено на Чечню. Но спрашивается, как смириться ногайскому народу с ощущением исторического тупика? Как смириться с тем, что наш народ все чаще и чаще называют диаспорой?
- Но Бог с ним, что не до конца понимают значение этого слова...
- Это вы так считаете. А нам больно слышать это. Ведь нас диаспорой знаете, кто называет? Высокопоставленные начальники. Мол, сколько их всех ногайцев - горсточка... Действительно, нас с каждым годом все меньше и меньше. Вырождаемся, и как говорится, не от хорошей жизни. Разве может народ, проживавший на этой территории раньше всех других, быть диаспорой? Мы прямые потомки половцев (степчаков) и этим гордимся. А половцы, как известно, появились на Северном Кавказе в начале XI века и поглотили ослабевшие племена печенегов и более древних жителей этих степей - хазар. Даже появление монголов в XIII веке и подчинение ими половцев не дало желаемого результата, так как их численность во вновь созданном государстве Золотая Орда была незначительна по сравнению с половцами, а потому не случайно в 1391 году на обломках Золотой Орды возникла наравне с другими Ногайская Орда, которая просуществовала до 1783 года. Сегодня на территории Ногайской степи находится более 60 аулов - Ачикулак, Бияш, Каратюбе, Каясула... В их названиях - подтверждение тому, что мы здесь являемся древнейшими жителями. А вообще, вы знаете, многие, кто впервые оказывались в Ногайской степи, рассказывали, что у них возникало такое ощущение, будто видят они перед собой финал драматической истории, длившейся многие столетия: курганы под расплывшимися насыпями, в которых скрыты древние могилы, каменные бабы, можно найти обломки глиняной посуды, наконечники, бусы... Поймите, мы не строим планы завоевывания жизненных пространств, чем сейчас заняты некоторые соседи. Мы хотим сохранить свою этническую родину - Ногайскую степь - для наших потомков. Все это сделать нелегко, так как с нами практически не считаются.
- Сейчас то в одном уголке Северного Кавказа, то в другом требуют то же самое, что и ногайцы...
- Согласен. Но такого холодного отношения, как к моему народу, еще надо поискать. Посудите сами: за Ногайскую степь нешуточный спор разгорался неоднократно, но при этом никто не вспоминал о народе, населяющем эту территорию. Вот и сегодня большая часть земель Ногайского района не одно десятилетие находится в хозяйственном пользовании других районов Дагестана в качестве пастбищ для отгонного животноводства. В результате ненормированного выпаса скота возникла эрозия почвы, появилось множество новых очагов движущихся песков. Песчаные бури стали постоянным элементом климата. Необходима программа по созданию заповедной территории для восстановления нарушенного экобаланса степи. Только так, пожалуй, можно сохранить степь.
- Мурат Алибекович, в Шелковском районе Чечни проживают около 12 тысяч ногайцев. Какова их судьба?
- Сегодня их там мало, так как половина из них находится в наших семьях как в Ногайском районе, так и на Ставрополье. Они беженцы. Только в одном ауле Кумли, что в семи километрах от чеченской границы, живут около ста семей. Люди делятся здесь в буквальном смысле слова последним куском хлеба, потому что хозяйство Кумли давно пришло в упадок. Последний раз здесь получали зарплату четыре года назад. И откуда ее брать, когда на весь колхоз осталось всего 200 голов овец? Кстати, здесь на местном кладбище похоронены и первые жертвы авиабомбежек - две женщины и двое детей. Так что в одном только Ногайском районе, включая и аул Кумли, приживают более трех тысяч беженцев. Гуманитарная помощь поступает сюда по крохам. Если мы вчера возмущались тем, что 125 километров границы Дагестана с Чечней абсолютно не защищены, если сейчас решат их огородить колючей проволокой, мы будем против. Ведь там живут наши соплеменники, а их боль - наша боль.
- В прошлом году на Совете безопасности Ставропольского края промелькнула информация, что ногайцы вместе с чеченскими бандитами готовы вонзить нож в спину Ставрополья. Как это понимать?
- Власти опасались, что среди беженцев из Чечни, а тогда только в Нефтекумске их было более четырех тысяч из Шелковского района, найдутся ногайцы-ваххабиты, которые пойдут на это. Но время показало, что зря опасались. Среди беженцев не оказалось таких, хотя для большинства из них Ичкерия действительно стала родиной... Приблизительно в то же время на Нефтекумском Совете безопасности ставился вопрос о введении чрезвычайного положения в трех аулах района из-за того, что там якобы тоже появились ваххабиты. К счастью, эта информация не подтвердилась.
Этнополитические процессы, идущие сегодня на Северном Кавказе, безусловно, затронули все народы. Но особенно они повлияли на ногайцев, живущих в Чечне. Ногайцы беспокоились за свое будущее в случае выхода республики из России, без которой они не мыслят жизни. Зачем же они будут заносить над ней нож?..
Северный Кавказ