Отношение кемеровцев к губернатору во многом определяется серьезной социальной политикой местной власти. |
ПРЕДСТОЯЩИЕ президентские выборы поставили в сложное положение очень многих политических тяжеловесов: участвовать в борьбе с безусловным фаворитом Владимиром Путиным - дело почти безнадежное. Единственный соперник и.о. президента, имеющий хоть какие-то шансы, глава КПРФ Геннадий Зюганов нуждается поэтому буквально в каждом голосе, во всех сильных соратниках. Одним из символов КПРФ является кемеровский губернатор Аман Тулеев, четвертый номер в списке Компартии на декабрьских выборах в Госдуму.
ГЛАВНОЕ - РЕЗУЛЬТАТ
Тулеев участвовал во всех президентских выборах, а на последних, в 1996 г., за десять дней до голосования снял свою кандидатуру в пользу Зюганова. Похожего поведения ожидали от него в руководстве КПРФ и в этот раз. Но Тулеев преподнес сюрприз, заявив, что он не намерен никому передавать голоса своих сторонников, а лидера КПРФ считает неспособным выиграть у Путина. Тулеева тут же обвинили в продажности и стремлении подстроиться под сильного. Чем же объясняется такое его поведение? Человек, выигравший на территории Кузбасса президентские выборы в 1991 г., победивший на губернаторских выборах в 1997-м и на выборах в областное Законодательное собрание в 1999-м, давно уже доказал, что не является марионеткой в чьих-либо руках. Похоже, Тулееву просто надоели имитация оппозиционности многими его коллегами по КПРФ и бесконечные разговоры о вымирании народа. В отличие от большинства федеральных и региональных политиков, по десятку лет бесплодно управляющих своим регионом или министерством, он за два года показал, что при желании можно кое-что сделать.
Имя Тулеева за последний год полоскалось в прессе из-за его борьбы с московскими олигархами за кузбасскую промышленность. Губернатора обвиняли в стремлении поставить под личный контроль металлургические и угольные предприятия, забывая о том, что Кузбасс потерял от неудачных реформ едва ли не больше других и социальная обстановка там к моменту прихода Тулеева к власти была просто взрывоопасной. Сотни шахтерских забастовок, "рельсовые войны", громадные долги по зарплате, пенсиям и социальным пособиям. То, что Тулеев стал делать в экономике области, став губернатором, теперь признается правильным и для всей страны. Повышение роли государства, наделение его реальными механизмами влияния на собственников крупных предприятий были для Тулеева не только выражением его политических и экономических взглядов, но и единственным способом выхода из кризиса.
ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН
Когда федеральный Центр фактически отстранился от решения не только проблем экономики, но и социальной сферы, в Кузбассе это почувствовали сильнее других. Особенность этого угольного региона в том, что здесь почти в два раза больше, чем в среднем по России, пенсионеров - 65 на 100 человек трудоспособного возраста (в России - 36). Более 800 тысяч на три миллиона жителей. В 1997 г. задолженность по пенсиям за полгода достигла триллиона неденоминированных рублей. Другая незащищенная часть общества - дети. 400 тысяч семей получали детские пособия, точнее, должны были их получать, потому что долги по ним достигли 800 миллиардов - практически двухлетнего объема. Добавьте к этому кризис в угольной отрасли и долги по зарплате бюджетникам, доходившие до года... Тогда победу Тулеева на выборах многие были склонны объяснять в том числе и тяжелым положением людей. Не раз на волне народного протеста к власти в регионах приходили политики, обещавшие непременное улучшение жизни, но вскоре показывавшие своим избирателям полную собственную беспомощность и некомпетентность в управлении, после чего следующие губернаторские выборы или выборы в местные Думы они и их сторонники успешно проигрывали.
То, что Тулеев не растерял доверия людей, доказывают прошлогодние выборы в областное Законодательное собрание, когда поддержанные им кандидаты победили в 34 из 35 округов. Кузбасс - не Ингушетия или Калмыкия, здесь невозможно сфальсифицировать итоги голосования или приказать людям голосовать "как надо". Нельзя списать эту победу и на личную симпатию к Тулееву, на его "популизм" - Тулеев популярен в области все девяностые годы, и за это время по всей стране многие популисты успели полностью потерять и доверие, и симпатии. Такая поддержка губернатора возможна, только если он сумел на самом деле что-то сделать, причем так, что это почувствовали практически все слои общества. Но что мог сделать "красный" губернатор в кризисном Сибирском регионе? Известно, что федеральное правительство гораздо охотнее поддерживало лояльных к Кремлю региональных руководителей, выделяя им больше трансфертов, давая налоговые и иные льготы. Тулеев, несмотря на всю свою политическую "тяжеловесность", на такое отношение Центра рассчитывать не мог. Что же он сделал?
ВОЗРОЖДЕНИЕ ПО-КУЗБАССКИ
Только одно - Тулеев сумел показать и доказать своим землякам, что в области есть настоящая социальная политика. Оставшись последовательным критиком экономической и социальной политики федерального Центра, он не стал оправдывать "губительными реформами Москвы" собственное ничегонеделание. Еще в декабре 1996-го (до того как возглавить область) Тулеев создал "Благотворительный фонд Амана Тулеева "Возрождение". Основной целью этого фонда была определена помощь беспризорным и обездоленным детям. Объясняя, почему именно беспризорникам нужно помогать в первую очередь, Тулеев тогда сказал, что, конечно, можно делать вид, что их просто нет, но тогда единственный путь для них - криминальный мир. К тому же борьба за спасение брошенных бездомных детей способна объединить всех - и "левых", и "правых", потому что за будущее детей ответственны все.
В сентябре 1997 г. на первом областном телемарафоне "Не оставим детей в беде!" было собрано деньгами и товарами 7 млрд. руб. Жертвовали и простые люди, и богатые, и предприятия, и семьи: деньгами, одеждой, продуктами. Конечно, одной акцией помочь 4 тыс. бездомных детей и 14,5 тыс. сирот было невозможно. Для помощи детским домам и школам-интернатам, детским больницам и Центрам социальной защиты детей, просто малоимущим семьям нужна постоянная работа. Фонд "Возрождение" стал первым, всерьез занявшимся социальной помощью в Кузбассе. За 1998-1999 гг. через фонд прошло 60 млн. руб. Покупались медицинское оборудование для детских больниц и родильных домов, мебель, еда, игрушки, одежда и транспорт для приютов и школ-интернатов, новогодние подарки и путевки в лагеря отдыха. При участии фонда открыты два детских дома, несколько приютов и школ-интернатов. Несколько тысяч малообеспеченных семей получили материальную помощь. И не только.
У шестилетней Полины Гапеевой был порок сердца. Мама девочки не работала - из-за болезни дочку не брали в садик. Операция в Московском кардиологическом центре в 1997 г. стоила 30 млн. "старыми", и найти такие деньги, казалось, не удастся никогда, пока матери не позвонили из фонда "Возрождение": фонд оплатит операцию девочки. На другой день после своего семилетия Полина лежала на операционном столе, а теперь она может бегать, играть со сверстниками. Из таких дел фонда и складывается отношение людей к этой организации и, естественно, к тому же Аману Тулееву. Да и к коммунистам тоже, ведь возглавляет фонд Эмилия Жигулина - первый секретарь Кемеровского обкома КПРФ.
После того как стало ясно, что "Возрождение" показало свою эффективность, власти решили создать еще один фонд - "Фонд риска". У него более широкие задачи, но все равно на первом месте социальные вопросы. Фонд формируется за счет отчислений рентабельных областных предприятий (по 2% от фонда оплаты труда) и добровольных пожертвований. "Фонд риска" находится под жестким контролем областных властей: каждый день публикуется отчет о поступлении и расходовании денег.
ОПОРА НА СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ
Но как бы ни были успешны благотворительные фонды, они - лишь часть социальной политики кемеровских властей. Фонд "Возрождение" не может взять на себя выплату детских пособий. Федеральный Центр до 2000 г. в этом не участвовал, а самостоятельно найти деньги на их выплату получилось лишь у нескольких богатых российских регионов. За два последних года в Кузбассе смогли снизить долг по детским пособиям в два раза. Не потому, что "нашли" лишние деньги. Была придумана схема погашения долга через взаимозачеты. Те небольшие средства, которые областной бюджет смог найти на выплату пособий, пустили на производство товаров. С 500 предприятиями были заключены договоры - областной бюджет вкладывает в них деньги. а они производят продукцию, которой расплачиваются с получателями детских пособий. Таким образом, вложенный из бюджета рубль "увеличивается" в полтора-два раза, закрывает долги по пособиям гораздо большему числу людей, чем простая прямая выплата. Кроме того, такая схема позволяет ожить и занятым в ней предприятиям, получать зарплату их работникам.
Сейчас в Кузбассе по талонам на детские пособия можно не только покупать детскую одежду или еду (в спецмагазинах цены на них стараются держать процентов на 10 ниже рыночных), но и оплачивать коммунальные услуги или платить за детский садик. Конечно, "живые" деньги все равно лучше, но насколько меньше людей смогло бы получить их? И когда? При этом безработные получают пособие только деньгами. Кузбасская модель позволила сократить долг по детским пособиям больше, чем в два раза - до десяти месяцев, и это в то время, когда в среднем по России он вырос вдвое.
Плохая экологическая обстановка в Кузбассе бьет в первую очередь по детям. Детская заболеваемость здесь выше среднероссийской на 5-6%, и поэтому забота о больных и инвалидах - немаловажный показатель настроений в обществе. В области создано 5 социально-реабилитационных центров, оборудованных уникальной аппаратурой (вплоть до космических костюмов, в которых дети учатся ходить), для детей с ограниченными возможностями. Не только детские приюты и больницы открываются в Кузбассе. Появился и Кадетский корпус (с полностью бесплатным обучением и проживанием), среди воспитанников которого много бывших беспризорников.
ХЛЕБ ВМЕСТО ДЕНЕГ
Уменьшение рождаемости, безработица и тяжелое вредное производство ведут к постоянному росту процента пенсионеров в Кузбассе. Но за последние два года кардинально изменилось бывшее критическим положение с пенсиями. Триллионный долг не только исчез, но и выплата текущих пенсий идет с опережением. Конечно, ликвидировать громадную задолженность одними деньгами было просто невозможно, поэтому для его покрытия была использована схема, похожая на "детскую". Обладминистрация заключила договоры с производителями и открыла 400 магазинов, где пенсионеры могли в счет долга получать продукты и товары первой необходимости. Несмотря на то что Тулеева за это резко критиковали (нарушает права человека), он не отступил, а в итоге кузбасский опыт был признан федеральным Министерством труда и социального развития и рекомендован другим регионам страны. Разобравшись с долгами, власти пытаются увеличить и сегодняшнюю пенсию, ведь в Сибири и цены, и условия жизни тяжелее среднероссийских. К тому же 86% населения области - горожане, многие из которых не имеют приусадебных участков. В ноябре подняли пенсию на 15% - до этого минимальная была 468 руб. 167 тыс. ветеранов получают так называемую кузбасскую пенсию. Есть и выплаты на хлеб для пенсионеров, находящихся за чертой бедности (а таких - каждый четвертый).
Другой способ помочь пенсионерам - губернские аптеки, где они могут получать лекарства бесплатно или покупать их по льготным ценам. Открываются и губернские рынки, даже АЗС. В Кемерове открыли Губернский областной госпиталь для ветеранов войны с бесплатным лечением, а потом создали 20 его филиалов по области. Сейчас власти хотят открыть такие аптеки, госпитали, рынки в каждом районе и городе.
Не только старикам и детям пытаются помогать областные власти. Конечно, они не в силах полностью сгладить последствия инфляции, но, например, решение правительства об увеличении зарплаты бюджетникам с 1 апреля прошлого года в области смогли выполнить сразу, без многомесячных задержек, как во многих других регионах. Для молодых специалистов, работающих в социальной сфере, создали ссудный фонд, а заслуженным работникам образования, культуры и других бюджетных отраслей выплачивают губернаторские стипендии.
ЧЕЙ КУЗБАСС?
Кузбасс - это уголь и сталь. Здесь добывается треть российского угля и выплавляется треть российской стали. Кризис в угольной отрасли и международная борьба за отечественную металлургию - проблемы всей России, а не только Кузбасса. На состоянии дел в Кемеровской области отражаются и непоследовательная, несбалансированная энергетическая политика федерального Центра, и постоянный передел собственности, и многое другое. Попытки кемеровского губернатора не оставаться сторонним наблюдателем игр московских и мировых олигархов на управляемой им территории говорят о том, что государственник Тулеев не хочет сделать собственный край заложником чьих-то прихотей или ошибок. Что здесь от губернатора, а что - от нормального хозяина, желающего, чтобы люди наконец-то стали хозяевами на своей земле, на своем заводе, в своем государстве?
Конечно, жизнь в Кузбассе сейчас не богаче, чем в остальной России, - это не Москва или нефтяной Ханты-Мансийский округ. Но отношение людей к местной власти отличается от других регионов. Здесь невозможно представить себе ситуацию, как в соседней Новосибирской области, когда действующий губернатор не прошел даже во второй тур выборов. И не потому, что Тулеев авторитарный руководитель или кузбассцы живут гораздо лучше своих соседей. Просто отношение к власти во многом зависит от того, как эта власть относится к людям. А это люди чувствуют по собственной жизни и делам власти каждый день.