ИСТОРИЯ России до 90-х годов истекшего столетия - это история жесткого унитаризма, когда вся энергия страны (экономическая, внутриполитическая, административная и т.д.) расходовалась на поддержание и обеспечение централизованного директивного регулирования всех сторон жизнедеятельности общества во всех уголках 1/6 части суши. Затем на всех уровнях власти в стране пришло осознание неэффективности и пагубности подобной системы управления. Историческая практика показывает, что унитарное устройство оправдано только для относительно небольших по территории и с относительно небольшим однородным (по этническому и конфессиональному признакам) составом населения государств. А во всех остальных случаях устойчивость государств и их процветание обеспечивается за счет той или иной формы децентрализации власти и управления - федерации, конфедерации, содружества и т.д.
В условиях такого супергосударства, как Россия (или СССР), одним из главных факторов централизованного управления был до предела унифицированный бюджет, каждая копейка которого распределялась по усмотрению центральных чиновников, во многих случаях паразитировавших на этом. Поэтому большое число чиновников федеральных министерств и ведомств были не очень довольны постепенно начавшимся в 90-е годы процессом наполнения Федерации реальным содержанием, особенно в сфере бюджета и финансов. Ими предпринимались и предпринимаются любые шаги для сохранения в своих руках всех рычагов распределения финансов. Благодаря усилиям подобного слоя чиновничества, к примеру, не была выполнена ни одна из около десятка правительственных программ РФ по Дагестану, так как в лучшем случае их финансирование составляло не более чем 20-30% от намеченных сумм.
Одним из действенных методов воздействия чиновничества на федеральное руководство и регионы стала периодическая организация "утечек информации" для публикаций в СМИ, сброс "честными и принципиальными" московскими госслужащими компромата как на регионы в целом, так и на их лидеров, которые якобы не в состоянии самостоятельно распоряжаться мало-мальски значимыми суммами или готовы пустить эти суммы не по назначению.
Одним из регионов, на который приходится наиболее интенсивный поток компромата и подобного рода публикаций, является Дагестан. Начиная с середины 90-х годов в различных центральных СМИ периодически появлялись публикации, представляющие Дагестан в неприглядном свете и ослабляющие инвестиционную привлекательность региона. Подобные "прогнозы" и "описания" происходящих здесь событий, экономической, социальной и политической ситуации шли по нескольким направлениям. Наиболее привлекательным в течение ряда лет был тезис о связях дагестанцев с чеченскими террористами, наличии сепаратистских настроений в Дагестане и готовности дагестанцев образовать вместе с Чечней федеративное государство. Развитие событий летом 1999 г. и убедительная демонстрация дагестанским народом своей антитеррористической позиции и твердой готовности вместе с россиянами отстаивать единство и целостность РФ доказали абсолютную несостоятельность подобных предположений. Различные СМИ, занимаясь "прогнозированием" межнациональных проблем, также пытались доказать, что в Дагестане неизбежны межэтнические конфликты, разжигая тем самым межнациональную рознь. Но на поверку Дагестан оказался одним из тех регионов РФ, в котором межнациональные проблемы решены на всех уровнях, насколько их можно решить в реальной жизни.
И, наконец, ряд журналистов, увлекшись выискиванием субъективных причин кризиса в республике и ее повышенной дотационности, в качестве одной из главных причин нынешней ситуации в Дагестане называли основанные на слухах и домыслах "факты" разбазаривания дотаций из федерального Центра, большая часть из которых в течение ряда лет так и не доходила до республики.
Сейчас кое-кто взялся за очернение Дагестана в связи с ликвидацией последствий вторжения в республику с территории Чечни банд международных террористов и последующими военными действиями. Примечательно, что некоторых чиновников из федерального Центра явно не устраивает факт оказания помощи из Москвы и то обстоятельство, что впервые за многие годы мимо них адресно ушли средства в один из субъектов РФ - Дагестан. Так, со ссылкой на заместителя министра финансов РФ Татьяну Голикову в некоторых СМИ появляются явно заказные материалы, искажающие и в корне неверно трактующие как ситуацию с компенсационными выплатами, так и итоги поездки в республику правительственной делегации РФ во главе с вице-премьером Виктором Христенко. Можно было не обратить внимания на измышления этих авторов, если бы они основывались на фактическом материале, а не на слухах. В подобных материалах достаточно много фактических ошибок (количество пострадавших, величины и сроки переведенных сумм и т.д.), но суть в том, что красной нитью здесь проходят мысли о необходимости поставить под федеральный контроль распределение средств в Дагестане, так как местные чиновники в отличие от центральных якобы нечисты на руку. Таким образом, авторы навязывают читателю мысль о необходимости вернуться к старой унитарно-распределительной системе, в которой честные чиновники сидят только в Центре, а провинциалы нечестны по определению. Благодаря господству подобной идеологии федеральные чиновники имели возможность бесконтрольно и по своему усмотрению (а во многих случаях и небескорыстно) распоряжаться предназначенными для регионов средствами. Каждый случай отхода от подобной практики, естественно, задевает их достаточно сильно и вынуждает обращаться к обслуживающим их авторам отдельных изданий с достаточно прозрачными целями. Конечно, нельзя утверждать, что распределение компенсационных выплат пострадавшим происходит в республике идеально. Есть и нарушения, есть ошибки и недостатки. Но их наличие вряд ли должно давать основания для голословных обвинений в адрес Дагестана и дагестанцев. Председатель Госсовета Дагестана Магомедали Магомедов, например, признал, что рабочая группа специалистов из федеральных министерств и ведомств выявила недостатки и упущения в распределении компенсационных выплат. Однако он заверил, что к расхитителям денежных средств, которых он назвал бандитами, будут приниматься жесткие меры.
Что касается поездки в Дагестан Виктора Христенко, назначенного Владимиром Путиным ответственным за восстановление Дагестана, несмотря на развернутую в центральных СМИ кампанию по дискредитации республики, вице-премьер в конце января распорядился перечислить 170 млн. руб. для выплат компенсаций жителям Новолакского и Буйнакского районов. Всего же, по его словам, на выплату компенсаций из федерального бюджета было перечислено 893 млн. руб. В середине февраля Виктор Христенко вновь планирует вылететь в Дагестан, чтобы продолжить контроль за выплатой компенсаций и ходом ремонтно-восстановительных работ.
Махачкала