- ЧЕМ ЖЕ ТАК необходимо российское участие в Давосском форуме? Тем более что в последнее время интерес западных финансовых кругов к нестабильной и непредсказуемой России заметно поугас.
- Могу со всей ответственностью утверждать, что, возможно, впервые Россия прибыла в Давос не "тусоваться", а убеждать. Убеждать не бросать ее на произвол судьбы. Не пытаться изолировать в тот момент, когда в ней, пусть медленно и противоречиво, набирают силу демократические институты, идет экономическая реформа. Изоляция неизбежно отбросит нас назад, в прошлое, из которого мы с таким трудом начали выбираться.
При всей "курортности" здешней атмосферы Давосский экономический форум - это место, где ежегодно решаются судьбы огромных финансовых потоков. Здесь собираются финансисты и предприниматели всего мира, чтобы обсудить инвестиционную стратегию на ближайшую перспективу. Встроится ли наконец Россия в эту перспективу, предложит ли не просто интересные проекты для инвестиций, но и условия, в которых их можно было бы реализовать?
Не секрет, что в последнее время вкладывать деньги в Россию считается малоперспективным. Основные финансовые потоки обходят нас стороной. Положение усугубляется реакцией Запада на события в Чечне. Сегодня, к сожалению, более реальны перспективы санкций и экономической изоляции, чем новых кредитов и инвестиций, поэтому я приехал в Давос с достаточно продуманным и проработанным предложением новой экономической политики в отношении России. С Россией нужно и можно работать, но работать в реальном секторе экономики, под гарантии коммерческих банков.
Кредитование правительства, которое затем распределяет средства по своему собственному усмотрению, в основном направляя их на латание бюджетных дыр или поддержу "тонущих" отраслей, бесперспективно. Кредиты, инвестиции России, безусловно, нужны, но при этом необходимо так изменить их вектор, чтобы они были выгодны и самим кредиторам. А этого можно достичь лишь при условии "точечных" вливаний иностранного капитала в отрасли и регионы, где проводится активная либеральная экономическая политика, где создан соответствующий законодательный климат.
Такой разворот в кредитной и инвестиционной политике позволит российским предприятиям и регионам получать доходы, платить и собирать налоги, обеспечивать новые рабочие места, выплачивать зарплату. В итоге это позволит России погасить не только внутренний долг, но и начать расплачиваться по долгам внешним, чего от нас, в общем-то, и хотят.
Кроме того, новая экономическая политика в отношении России предполагает большую открытость, прозрачность для инвесторов и кредиторов. В частности, возможность международного антикоррупционного аудита в отношении администраций российских регионов, компаний и банков. В ходе разработки этой стратегии я встречался со многими представителями российского бизнеса и иностранного капитала и встретил с их стороны понимание и поддержку.
- Встречи и дискуссии в Давосе не могли обойти вниманием и тему предстоящих президентских выборов в России. Запад интересует: чего, например, ждать от Путина и насколько "неизбежно" его избрание на пост главы государства? Есть ли ему альтернативная демократическая кандидатура?
- На мой взгляд, Путин перспективный и прагматичный политик. Думаю, Запад сможет вести с ним диалог. Однако к и.о. президента остается множество вопросов, на которые он пока не сумел или не захотел дать четкий и однозначный ответ. Путин до сих пор не обозначил свою экономическую программу и военную доктрину, а это позволяет многим ставить под сомнение его приверженность принципам либеральной экономики.
Блокирование поддерживаемого Путиным "Единства" в Госдуме с коммунистами без учета мнения демократической части депутатского корпуса - еще один вопрос к и.о. президента, на который до сих пор не получен вразумительный ответ. Ведь не может быть, чтобы проправительственная фракция действовала без поддержки если не самого премьер-министра, то хотя бы людей из его команды. Да и сами контуры и основные фигуры его команды пока представляются очень расплывчатыми. У общества нет представления о том, как видит и.о. президента политический, а не военный выход из чеченского кризиса. Оставить этот вопрос без ответа означает медленное погружение России в международную экономическую и политическую изоляцию. Первый звоночек из Страсбурга уже прозвучал, а реакции как не было, так и нет.
До сих пор авторитет Путина во многом поддерживается авторитетом первого президента России, избравшего его своим преемником. С уходом Ельцина в отставку и назначением президентских выборов на конец марта преемник получил достаточно серьезную фору, притом на более короткой дистанции, чем та, на которой готовились стартовать другие основные претенденты. Субъективно, как и.о. президента и одновременно действующий премьер-министр, он имеет большие, чем его конкуренты, предвыборные возможности.
Как он ими воспользуется - другой вопрос. Проблема на самом деле в другом: обществу вновь пытаются навязать фактически безальтернативные выборы с Зюгановым в роли основного спарринг-партнера, а другими словами - мальчика для битья. И с этой ролью лидер коммунистов уже, кажется, согласился. А мне бы хотелось, чтобы основная конкуренция в борьбе за пост президента развернулась не на поле выбора между "большим и меньшим злом", как это было весьма умело смоделировано с помощью "политтехнологий" на предыдущих президентских выборах, а на поле выбора между двумя демократическими кандидатами.
Если брать во внимание те кандидатуры, которые сегодня предложены инициативными группами избирателей, в окончательном выборе должны участвовать новые лица. Конечно, я не сбрасываю со счетов такие политические фигуры, как, например, тот же Зюганов или Явлинский, однако надеюсь, что основная конкуренция все-таки развернется между кандидатами, за плечами которых опыт практической работы. Как поведет себя избиратель, будет ли он голосовать сердцем или умом, покажет время.
- Парламентский кризис вроде бы миновал. Демократическое меньшинство возвращается для работы в Госдуме 9 февраля. Но этим, очевидно, тема не исчерпана. Кризис оставил весьма неприятный осадок демонстративной, по мнению многих, неразборчивостью проправительственного "Единства" при выборе партнера. Как вы объясняете сложившуюся ситуацию?
- Сегодня в парламентской жизни, в парламентской борьбе возобладал чистый прагматизм. Он одерживает верх над идеологическими, политическими и, я бы даже сказал, в некоторой степени моральными принципами. Я не уверен, например, что как преемник убежденного антикоммуниста и демократа Ельцина Владимир Путин хотел бы видеть во главе Госдумы человека, исповедующего коммунистические взгляды. Однако расчет на получение проправительственного, управляемого большинства в нижней палате одержал верх над расчетами политическими. Но тогда чем будет отличаться нынешняя Дума от Верховного Совета СССР, где любой законопроект проходил единогласно по команде "сверху"?
Такой прагматизм, на мой взгляд, в нынешних условиях сохранится. И мне это не нравится, более того - представляется опасным симптомом. Не возвращаемся ли мы таким образом к практике "революционной целесообразности", которой в недавнем еще прошлом прикрывались и оправдывались политические репрессии, нарушения основных демократических принципов, прав человека?
Вместе с тем было бы преждевременно рассматривать возникший блок как нечто постоянное. Сегодня в Госдуме, помимо проправительственных "Единства" и группы "Народный депутат", есть достаточно представительные демократические, некоммунистические фракции и группы. Это прежде всего "Союз правых сил", "ЯБЛОКО", "Отечество - Вся Россия", "Регионы России". И если появятся хорошие законопроекты, поправки к законам со стороны правых сил, "Единство" и "Народный депутат" встретят понимание и поддержку со стороны "Союза правых сил", при условии что они будут выдержаны в русле либерализации экономики и развития демократии в стране.
- Самарская область в прошлом году привлекла порядка 300 миллионов долларов иностранных инвестиций. В условиях охлаждения отношений России с Западом это очень хороший результат. Чем притягательна именно ваша область для иностранных инвесторов?
- Для капиталов не существует границ. Нет разницы между городом, областью, страной в целом. Капиталам нужны условия и гарантии стабильности. При проведении либеральных, демократических реформ в политической сфере и экономике, в условиях четкого правового обеспечения реформ, прозрачности финансовых и административных структур иностранные капиталы обязательно пойдут в Россию. Это показывает, в частности, пример Самарской области. Это подтверждают и многочисленные встречи с представителями западных финансовых и промышленных кругов здесь, в Давосе.
Давос