Новоселы-переселенцы Роберт Вольц с женой Еленой. |
НЕМЦЫ появились на берегах Невы одновременно со строительством столицы Российской Империи - Санкт-Петербурга. Самыми распространенными у немцев профессиями были аптекарь, учитель и врач. В экономической жизни города участвовали ремесленники, предприниматели, банкиры, электротехники. Видная группа - булочники. К середине XVIII в. немцы стали монополистами в области хлебопечения. У Александра Пушкина в поэме "Евгений Онегин" есть строки: "И хлебник, немец аккуратный,/ В бумажном колпаке не раз/ Уж отворял свой васисдас..." А Николай Лесков в повести "Островитяне" характеризует петербургского немца следующими словами: "Пунктуально верный, неутомимо трудолюбивый и безукоризненно честный".
Российская императрица Екатерина Великая, заботясь "о тишине и благоденствии всей вверенной от Бога Империи и об умножении в оной обитателей", в 1762 г. подписала указ, позволяющий иностранцам селиться на специально выделенных землях. Спустя три года около Ямбурга немцы основали первые колонии. Их число к началу ХХ века достигло 40. В Санкт-Петербургской губернии проживало к тому времени 63500 человек.
Поселок Нойдорф-Стрельна. Фото автора |
Одна из колоний - Стрельнинская - была основана под Петербургом в начале ХIХ в. В ней насчитывалось 28 дворов и 246 жителей. Они занимались молочным производством, выращивали картофель, овощи и фрукты, делали колбасы, пекли хлеб, владели кожевенным, швейным, кузнечным ремеслами, а свою продукцию продавали в Петербурге. На высоком берегу реки Стрелка, на стыке поселков Нойдорф и Нейгаузен, немцы построили кирху (церковь) св. Петра и Павла. Рядом возвели школу, больницу, приют Марии-Магдалины, имели свое лютеранское кладбище.
В 1914 г. вспыхнула Первая мировая война. Россия и Германия оказались враждующими сторонами. На волне антигерманских настроений, охвативших часть русского общества, Санкт-Петербург переименовали в Петроград. Закрылись или были закрыты немецкие газеты и клубы, многие магазины и рестораны, немецкие общества - благотворительные, церковные, культурные. История немецкой общины Петербурга, пережившей некогда бурный расцвет, близилась к своему завершению.
Но в конце 1980-х - начале 1990-х гг. немецкая жизнь в Петербурге активизируется. Острый интерес к прошлому немецкого Петербурга проявляется в это время весьма разнообразно. Возобновляет свою деятельность лютеранская церковь, выходит в свет газета на немецком языке, проводятся семинары, посвященные культуре и быту российских немцев. Организован Немецкий культурный центр имени Гете, который проводит программы по обучению немецкому языку. Региональное бюро Фонда Конрада Аденауэра занимается организацией семинаров для российских политиков, стажировок в органах государственного управления Германии.
В соответствии с решением межправительственной Российско-Германской комиссии в Петербурге началась реализация программы по созданию в поселке Стрельна компактного поселения российских немцев под названием Нойдорф-Стрельна. Среди жителей Стрельны вначале был проведен социологический опрос. 70% из 1333 респондентов отнеслись положительно к воссозданию немецкого поселения, 21% занял нейтральную позицию и лишь 9 высказались против.
Согласно договоренности финансирование строительства поселка Нойдорф-Стрельна осуществлялось за счет немецкой и российской сторон в соотношении 70 к 30. Закладной камень в основание первого дома был положен в начале 1996 г. 18 января 2000 г. Государственная комиссия России приняла у генерального подрядчика СМУ-53 первую очередь немецкой деревни: 38 двухэтажных коттеджей, рассчитанных на 50 семей.
На первом этаже дома расположены кухня (12 кв. м) и гостиная (20 кв. м), на втором этаже - две спальни (12 и 20 кв. м) и ванная комната (10 кв. м). Жильцы по своему усмотрению и уже за свой счет могут пристроить веранды, мансардные помещения, гаражи. Есть приусадебные участки площадью 600-800 кв. м. Территория поселка обустроена водопроводом, хозяйственной и ливневой канализацией, газопроводом. Дома автономно отапливаются газом.
В Нойдорфе есть общественный микроцентр с многофункциональным залом на 80 посадочных мест, помещениями для фольклорных кружков, кафе, медпункта, отделения связи, сберкассы. Построены магазин продуктовых и промышленных товаров, Дом быта.
В Агентство территориального развития "Нойдорф-Стрельна" поступило почти изо всех бывших республик Советского Союза около 3 тысяч заявлений на переселение. Основными критериями при отборе были принадлежность к немецкой национальности, отсутствие намерения выехать на постоянное место жительства в Германию, готовность членов семьи принимать участие в строительстве и благоустройстве поселения. К конкурсному отбору допустили 1301 заявителя. Из них, следуя методике отбора, было представлено на рассмотрение комиссии 603 семьи. Первые 50 счастливых семей, в основном из Казахстана, в ближайшие месяцы отпразднуют новоселье. В перспективе здесь поселятся еще 130 семей.
Судьбы этих людей во многом схожи. Так, в начале века Август Вольц с женой Матильдой приехали из Германии на Украину, обосновались в немецкой колонии, находившейся в Большом Новоселковском районе Донецкой области. На украинской земле появилось у них 13 детей. Чтобы прокормить такую семью, Августу приходилось вести и домашнее хозяйство, и работать на трех местах: конюхом, ночным сторожем, почтальоном.
С началом войны Германии в сорок первом Август и его сыновья (впрочем, как и все мужчины немецкой колонии) были арестованы и направлены на принудительные работы в Сибирь. Женщин и детей погрузили на телеги - с собой можно было взять не более 8 килограммов личных вещей на человека - и доставили до ближайшей железнодорожной станции. Эшелоном около месяца везли до Казахстана и оставили в селе Степном Акмолинской области.
В Степном оказался и 7-летний внук Августа Роберт с матерью Екатериной Штрекер. Жили они впроголодь. Дедушка Роберта и дяди пропали, а отец, проведший ссылку на лесоповалах под Свердловском и Челябинском, выжил и разыскал жену и сына уже после войны. Роберту, как и многим его сверстникам, не удалось получить образование. Учебных заведений в селе не было, а выезжать куда-либо запрещал комендантский режим, который просуществовал вплоть до1956 г. Роберт женился на полячке Елене. У них родились сын и две дочери. Дочь Надежда трагически погибла на производстве. В 1974 г. Роберт со своей семьей переехал на жительство в город Балхаш, купил здесь дом, завел хозяйство. Был известным в округе комбайнером, неоднократно награждался орденами и медалями.
С распадом Советского Союза резко обострились межнациональные отношения. То тут, то там заполыхали этнические конфликты, титульные нации стали притеснять некоренное население. С просьбой оказать содействие в переезде из Казахстана Роберт и его жена написали не одно письмо в Москву, Германию. Не дождавшись ответа, Вольцы за бесценок продали дом, гараж, старенький ВАЗ-21013 и переехали во Владимирскую область. На конкурсном отборе на жительство в Нойдорф-Стрельне им выпал счастливый билет.
"Хочется верить, что наши переселения и переезды завершились, - говорит Роберт. - Крыша есть, и мы очень довольны. Нам помог Бог, и спасибо Ему! Дети устроились на работу, внуки учатся в школе. Пенсии платят вовремя. Теперь думаем немного поднакопить деньжат и, если удастся, поехать в Казахстан, возложить цветы на могилы дочери, матери, отца".
Нойдорф-Стрельна является пилотным проектом. Аналогичные объекты возводятся сейчас в Поволжье, Омской области, Алтайском крае.
Ленинградская область