Нина Коновалова. |
- Нина Николаевна, в Адыгее вас называют русским бунтарем. Власти не раз публично обвиняли вас в разжигании межнациональной розни. Неужели ситуация действительно столь напряженная?
- Есть русская поговорка: "Громче всех кричит "держи вора" сам вор". Не желая обсуждать проблемы, возникшие не без их вины, власти приклеивают человеку ярлык националиста за то, что он говорит правду. Моя вина в том, что я утверждаю: те, кто сегодня дорвался до власти в республике, используют национальные проблемы по своему усмотрению. Положение русских, которых в Адыгее большинство, с каждым годом становится все тяжелее, и, что самое страшное, ущемления начинаются на самом высоком уровне. Конституция Республики Адыгея провозгласила принцип паритетности. Но что же имеет народ России, проживающий на территории национального субъекта РФ - Адыгеи? Ограничения по языку и гражданству. Президентом Адыгеи может быть признан ее гражданин, свободно владеющий адыгейским и русским языками, несмотря на то что Конституционный суд РФ признал это дискриминацией избирательных прав. Были случаи, когда избирательным группам по выдвижению русских в Центризбиркоме республики было отказано в регистрации по одному основанию: незнание адыгейского языка. Кем отказано? Судом Республики Адыгея. Грубейшим образом были нарушены наши избирательные права. Принято считать, что Конституция России принята лично под Ельцина, но я хочу сказать, что ей далеко до Конституции Адыгеи, которая написана под нынешнего президента Джаримова. Но это не все. Возьмем статью, определяющую принцип паритета в законодательной власти Адыгеи. Спрашивается, равенство между кем? Между (к такому термину мы привыкаем) государствообразующей нацией - адыгейцами и всеми остальными? Но ведь первые составляют четверть населения, а остальные - три четверти. Напомню, что если Конституцию России принимает народ, то изменения в главы первую и вторую внести вправе только он, и никто иной. В этих главах записаны наши права, свободы и форма государственного устройства. Конституцию Адыгеи приняли депутаты, и вносить в нее изменения вправе только они. Приведу пример такого "паритета": из 53 высших руководящих должностей в республике большинство занимают адыгейцы.
- Это в верхах, а как обстоит дело с паритетом в низах?
- Рассмотрим это на примере образования. В последнее время родители русскоязычных детей сообщают, что за поступление в колледжи и вузы Адыгеи, за сдачу экзаменов во время сессии преподаватели берут значительные суммы, внесение которых является непременным условием обучения. Это дополняется сложностями, связанными с кадровой политикой, проводимой в образовательных учреждениях. Среди руководителей высших учебных и научных учреждений, а также государственных органов практически нет славян. Взять, например, университет. До недавнего времени из 12 деканов было только 2 русских, из 53 заведующих кафедрой - 15 неадыгейцев. В один год из 41 человека, защитившего диссертации в университете, 11 были неадыгейцы. Выходит, что адыгейцы, составляющие большинство, могут лучше реализовать возможности получения образования, профессионального роста. Напрашивается вывод, что происходит целенаправленное ущемление права славян на образование, чтобы ограничить их возможности в профессиональном росте и занятии ими руководящих должностей. Этой же цели служит и введение в действие в полном объеме с 2003 г. Закона "О языках народов Республики Адыгея", который предусматривает ведение делопроизводства в организациях и на предприятиях на двух языках, что фактически означает введение в деятельность госорганов двуязычия. Это может в ближайшем будущем обернуться изгнанием с работы большинства государственных служащих славянского происхождения. Насколько мне известно, на днях министр образования предупредил учителей республики о том, чтобы они уделяли большое внимание адыгейскому языку. И еще мне хочется сказать обо одном "паритете" русских. Как ни печально, это удручающие цифры смертности славян, которые, согласно данным статистики, в Адыгее просто вымирают. Так, в прошлом году, например, родился 2761 славянин, а умерли - 4870.
- Нина Николаевна, возможно, одной из причин смертности являются социально-экономические проблемы?
- Приведу лишь один, так сказать, житейский пример. Майкопский район, занимающий половину территории республики, население которого на 98,6% состоит из русских, десять лет назад был газифицирован на 10%. За прошедшие годы объемы газификации увеличились примерно на 10%. Это самый низкий показатель в республике. А вот Теучежский район, где большинство населения адыгейцы, к началу этого года газифицирован уже почти на 70%.
- Северо-Кавказский регион сегодня один из самых неспокойных. Пожалуй, нет ни одного края, ни одной области на Северном Кавказе, где бы не было беженцев. И, видимо, Адыгея здесь не исключение. Как проводится миграционная политика в республике?
- Несколько лет назад в Адыгее был принят ряд законодательных актов, ограничивающих въезд одним и открывающих полную свободу другим. Это прежде всего Закон о репатриантах, по которому в Адыгею могут въехать потомки тех, кто уехал отсюда еще во время Кавказской войны XIX века. При переселении в республику им оказывается материальная помощь. И это, наверное, правильно. Но в то же время некоторые жители аулов и хуторов, затопленных во время строительства Краснодарского водохранилища, до сих пор не получили жилье, отнятое у них государством. Это касается и русских, и адыгейцев. Пытаясь расплатиться по старым долгам, решить проблемы граждан других государств, власти Адыгеи не хотят выплачивать долги нынешним своим гражданам. Руководители республики беспокоятся о судьбе жителей адыгейского аула, попавших в жернова гражданской войны в Югославии, но граждане России, вынужденные бежать от гражданской войны из стран ближнего зарубежья, из той же Чечни, годами не могут прописаться в республике. Указы, по которым нет препятствий для адыгейцев при прописке в республике, ограничивают право на жительство прежде всего славянского населения. К примеру, в общежитии одного из училищ уже не первый год ютится семья Баклановых, которая бежала из Грозного в первую чеченскую войну. Муж и жена - инвалиды, получают мизерную пенсию, но каждый месяц им приходится платить за жилье 150 рублей, и это при постоянном страхе быть выгнанными. Таких примеров сотни. И сегодня, когда видишь, как в нескольких километрах от Майкопа для косовских албанцев растет поселок Мафехабль, что в переводе на русский означает "Счастливый", становится стыдно перед русскими беженцами из Грозного.
Майкоп