- АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ, какие мгновения жизни вы могли бы считать счастливыми из последних двух лет?
- Когда услышал об освобождении из плена главы Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев на Северном Кавказе Винсена Коштеля. Конечно, в таком варварском промысле для меня нет разницы, жизнь какого по чину человека подвергается опасности. Но случай с Коштелем особый. Он был захвачен в заложники в день моей инаугурации. Я воспринял это как открытый вызов. И поэтому сказал себе в тот день - надо беспощадно бороться с этим злом, потому что оно позорит весь Северный Кавказ, бросает тень на его народы. От этого страдает наш имидж внутри страны и в мировом сообществе. Особенно сегодня, когда идет война в Чечне.
Тема Чеченской Республики особая. В Северной Осетии она вызывает постоянное и откровенное беспокойство, потому что отчетливо просматривается возрастающий дефицит диалога между Москвой и Грозным. Такое впечатление, что потенциальные участники столь необходимого переговорного процесса под влиянием военной составляющей все дальше и дальше отдаляются друг от друга, а это мешает поиску необходимого и достойного компромисса. У нас сложилась несколько парадоксальная картина. Военные и террористы могут вести (и весьма успешно!) переговоры об обмене трупами погибших, а политики не торопятся наладить контакты, от которых зависят судьбы тысяч людей. Но так не должно быть! Медлительность в продвижении политического диалога чревата перерастанием ситуации в кровавые, непредсказуемые столкновения, которые будут многие годы лихорадить Кавказ.
- А как быть с террористами?
- Это совершенно разные вещи! События, происходящие в Чечне и на Северном Кавказе, осложняются не только обстоятельствами внутреннего характера. Считаю, что в их оценках недостает точных оценок внешних факторов воздействия на сложившуюся ситуацию. Накопилось достаточно фактов, подтверждающих, что ряд зарубежных государств, в том числе Евроатлантического сообщества, чаще завуалированно, активно проводят линию на ослабление позиций России на ее южных рубежах. Есть страны, которые идут еще дальше, декларируя очень ошибочную идею о защите своих национальных интересов в конфликтном регионе. Практически каждый день мы получаем подтверждения о присутствии в Чечне иностранных наемников, что полностью противоречит цивилизованным нормам межгосударственных отношений. Видимо, политическому руководству России, российскому внешнеполитическому ведомству, лидерам регионов необходимо более решительно, развернуто и аргументированно ставить вопрос о пребывании наемников на территории России. Кроме того, мы обязаны общими усилиями воспрепятствовать плохо прикрытому стремлению поссорить народы России, расколов их по религиозному признаку на сторонников православия и ислама. Это давняя мечта наших недругов, и ни в коем случае нельзя дать им шанс реализовать ее.
- Предстоящий 25 января саммит глав государств СНГ может стать первым по-настоящему серьезным внешнеполитическим испытанием для Владимира Путина, который, вероятнее всего, в марте избавится от приставки и.о.?
- Возможно. Но я бы хотел сказать о другом, отвечая на вопрос. События последних месяцев свидетельствуют, что Путин уверенно продвигается навстречу своей политической судьбе. Сегодня следует признать, что он является самой привлекательной личностью на политическом небосклоне страны, и Россия, без всяких сомнений, его востребует. Давайте рассматривать ситуацию опять-таки с позиций интересов нашего региона. Если в последнее время у нас сократилось количество тяжких преступлений, в том числе и взятие людей в заложники с целью получения выкупа, мы обязаны позитивно оценивать усилия федерального Центра. Если из Москвы исходит другая, вызвавшая большой общественный резонанс, инициатива - увеличить на 20 процентов пенсии, - и это можно только приветствовать. Или как можно не поддержать стремление решительно повести борьбу с коррупцией?
Другое дело, что сразу после выборов в Госдуму с едва стартовавшей кампанией президентских выборов начались настоящие метания региональных лидеров. Это вряд ли прибавляет им авторитета, но совершенно точно снижает доверие народа к самим институтам региональной власти и сеет сомнения в истинной демократичности устоев государства. Вряд ли членам Совета Федерации необходимо с таким неистовством вмешиваться в практически предрешенные итоги предстоящих выборов президента РФ. Во всяком случае, я придерживался и продолжаю придерживаться такой точки зрения.
- В вашем послании к парламенту и народу Северной Осетии интригуют показатели экономического роста республики за 1999 год. В промышленности - на 115,1 процента, в сельском хозяйстве - на 103...
- В начале 1998 года мы выбрали верный курс - опора на собственные силы и возможности, активное использование ресурсов. Один только совершенно объективный показатель - за два года удельный вес собственных доходов в бюджете республики повысился с 36,4 процента до 46,4. Нам удалось на 10 процентов сократить дотируемость бюджета Северной Осетии из общефедеральных источников. Что чрезвычайно важно, мы не прибегали при этом к помощи новых кредитных заимствований, увеличив в 1,9 раза налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Впервые за последние годы мы перевыполнили на 112 процентов обязательства по зачислению налогов в федеральный бюджет.
- Если выдерживать такие темпы, то лет через 10 республика перестанет быть дотационной?
- К этому и должны стремиться регионы. Особенно такие, как Северная Осетия, с ее мощным экономическим и кадровым потенциалом, развитой инфраструктурой. Нам надо помочь "оттолкнуться". Наше правительство поддерживает только предприятия с социально ориентированной экономикой. Отношение директорского корпуса к жесткой позиции неоднозначно. С 47 руководителями пришлось расстаться. Но результаты-то есть. Для меня как для руководителя республики очень важно, что легализовано практически все спирто-водочное производство, дающее теперь, кстати, большие налоговые поступления. Это позволит нам снять с Северной Осетии несвойственный ей спиртово-криминальный имидж. При этом уже сегодня основы экономики Северной Осетии не в области винно-водочного производства.
При всей очевидности наших успехов, хочу предостеречь в послании к парламенту и народу Северной Осетии от чрезмерной эйфории. Во-первых, цифры показателей экономического роста реально мало ощущаются людьми. Более того, наметились тревожные признаки углубляющегося разрыва между ростом объемов производства и покупательной способности населения. И, во-вторых, мы должны отдавать себе отчет, что факторы, содействовавшие такому скачку на макроэкономическом уровне, например рост цен на нефть, практически себя исчерпали. Поэтому уже сегодня требуются нестандартные решения, чтобы не утратить достигнутого и обеспечить дальнейшее развитие.
Владикавказ