ТУЛЬСКИЙ патронный завод, хорошо известный своей продукцией не только в России, но и за рубежом, под Новый год получил "подарок" от своего головного агентства по обычным вооружениям - ребром поставлен вопрос о его вытеснении из отрасли, где опыт работы исчисляется столетним стажем, причем с солидными показателями. По итогам минувшего года туляки заполнили своей продукцией более чем на треть импорт в США по патронам к различным видам охотничьего и спортивного оружия. Это более 200 млн. боеприпасов в год, доказавших свою высокую конкурентоспособность всего за три предшествующих года. Дилеры в Соединенных Штатах отмечают увеличение спроса на патроны туляков, туляки же видят перспективы роста производства и без того безбедно работающего предприятия с числом занятых свыше 5 тыс. чел. Среди 160 оборонных заводов Тулы патронный завод - воистину курица, несущая золотые яйца.
Но генеральный директор Российского агентства по обычным вооружениям Александр Ноздрачев приговаривает ее к закланию, ставя на Тульском заводе черную метку своим письмом на имя заместителя министра внутренних дел, направленное за два дня до Нового года. В нем он рекомендует вопреки сложившимся партнерским связям с предприятием исключить Тульский патронный завод из числа поставщиков довольно большого объема боеприпасов и пользоваться продукцией других заводов: Ульяновского машиностроительного, Барнаульского станкостроительного или Новосибирского завода низковольтной аппаратуры. На языке организации экспорта из России охотничьего и спортивного оружия и боеприпасов к ним это означает не только отлучение Тульского завода от внутреннего рынка, но и воспрещение поставок за рубеж.
Устная мотивировка гендиректора агентства по обычным вооружениям удивляет заводчан некомпетентностью - якобы на это предприятие проникли иностранные инвесторы. Во-первых, это безосновательная ложь. Во-вторых, предприятие находилось и находится под контролем государства, которое обладает "золотой акцией".
Думается, что именно с целью органичного сочетания рыночных отношений, нужд предприятий и интересов государства первый вице-премьер правительства Илья Клебанов и начал с прошлого года масштабную реорганизацию оборонно-промышленного комплекса. Все его 1700 головных предприятий разбиты на шесть секторов по отраслевым направлениям, во главе которых образованы соответствующие федеральные агентства, призванные играть роль административной смычки между правительством и производственными мощностями оборонной промышленности. Решениями правительства для каждого из агентств определены перечни государственных, то есть казенных заводов, а также акционерных обществ, в отношении которых, в частности и Российского агентства по обычным вооружениям, осуществляет единую государственную политику в проведении разработки, производства, ремонта и утилизации продукции военного и гражданского назначения. Среди 75 организаций второго перечня Тульский патронный завод занимает 28-е место.
В известной мере время организационных усилий вице-премьера Ильи Клебанова прошло - центр административной работы перемещается в шесть образованных им федеральных агентств по оборонным отраслям. Но что при этом сохраняется цельная стратегия реформирования оборонного комплекса, а не распадается на частные, ведомственные, а порой и личностные подходы тех или иных администраторов, - здесь кроется большой вопрос.
Проиллюстрировать можно на примере того же Российского агентства по обычным вооружениям и его новогоднего "подарка" тулякам. На каком основании гендиректор агентства дает задание на проработку вопроса о передаче тульского завода в другое министерство - вроде бы для агентства не является обязательным правительственный перечень предприятий, которые необходимо охватить единой государственной политикой в области оборонного заказа. Что это, как не чиновничий волюнтаризм? Где же ясная и гармоничная линия администрирования от правительства до предприятия? В данном случае ее замысловатое искривление не вызывает сомнений.
Или другая позиция руководства агентства по дисквалификации из отрасли тульского завода: однопрофильных предприятий в оборонке немало, и необходимо поставить вопрос о сокращении их числа. В патронной отрасли их не менее шести. Однако специализированное в полном объеме только одно - Тульский патронный завод. Туляки выпускают всю номенклатуру патронов, за исключением нарезного боеприпаса к винтовкам типа Мосина и Драгунова. Он основной производитель пистолетных патронов, в том числе патрона повышенной пробиваемости - это их гордость.
А что же другие пять однопрофильных предприятий? Они освоили производство двух-трех видов патронов. В этом, считают в Туле, и кроются истинные причины всех напастей, свалившихся на их головы: дело попахивает переделом доходов от патронного экспорта.
В прошлом году одно из российских предприятий осуществило массовый сброс патронов на американский рынок. Туляки вместе с местными дилерами держались стойко, цены не опускали и выстояли. Вброшенная продукция, по некоторым оценкам, кроме убытков, ее организаторам ничего не дала. Затем уже закрытое акционерное общество "Ассоциация патронных заводов" предложило установить свои цены и квоты по экспорту, понизив долю туляков в несколько раз. В Туле резонно возражают, полагая, что такие методы распределения напоминают советские уравнительные принципы.
Но и это не все. Тульский завод известен еще и тем, что выступает инициатором пересмотра функций ассоциации, в большей степени занимающейся коммерческой деятельностью, чем реализацией уставных функций. Тула хотела бы смотреть на ассоциацию не как на производственного конкурента, а как на помощника - общественного координатора патронных, пороховых и капсюльных производств. Туляки предлагают внести изменения в устав ассоциации в связи с образованием агентств по оборонным отраслям и, в частности, ежегодное по очереди руководство ассоциацией директорами предприятий, систематическое направление части прибыли предприятий на модернизацию производства, повышение качества и расширение ассортимента продукции.
А теперь пожинают, как они считают, плоды своих инноваций и производственных успехов. К ним хотели бы приобщиться и другие, но не через здоровую конкуренцию, а путем хищнического захвата завоеванных позиций. Тульские производители ясно ощущают, что за их спиной ассоциация вместе с агентством давят на смежников, чтобы разрушить сложившиеся потоки сырья и комплектующих, необходимых для производства патронов, давят на внешнеторговые организации, чтобы подорвать экспорт известного тульского завода и вместо него внедрить другие предприятия. Теперь давят на МВД, спецлужбы России и ГК "Росвооружение", чтобы они отказались от продукции из Тулы.
Тульский патронный завод чувствует себя уверенно: он нашел свое место в рыночной экономике России, расширил объем производства и номенклатуру по сравнению с советским периодом, но совершенно не уверен, что чиновничьи амбиции вновь не уравняют его с другими предприятиями-банкротами из оборонки.
Тула