ПРОЦЕСС длился два года. Ни один суд Кемеровской области не мог вместить всех потерпевших, свидетелей и обвиняемых по этому делу, поэтому заседания проходили в здании Новокузнецкого следственного изолятора.
Преступное формирование, совершившее 25 убийств и 9 покушений на убийство, широко известное как банда Лабоцкого-Барыбина-Никонова, явление в своем роде уникальное. О нем уже написано несколько книг и снято два документальных фильма. По томам уголовного дела можно вкратце восстановить историю. Десять новокузнецких спортсменов, которые никогда раньше не имели неприятностей с законом, во главе с недоучившимся студентом местного пединститута Владимиром Лабоцким за год создали настолько мощную и безжалостную преступную группировку, что перед ней трепетали не только рядовые коммерсанты, но и матерые воры в законе. Лабоцкий задумывал свой синдикат как противовес так называемому блатному преступному миру.
Свой путь на криминальный Олимп бандиты начинали с банального рэкета. "Визитной карточкой" банды образца 1992 г. стали туристические топорики, которыми у особо несговорчивых бизнесменов спортсмены без лишних угроз отрубали кисти рук или ступни. В банде царили жесткая иерархия и суровая дисциплина. Рядовые боевики знали в лицо только начальника десятка, которому должны были подчиняться беспрекословно. Если новичок не выполнял задания, его немедленно убивали. У банды были свои палачи и своя разведка. Поговаривают, что Лабоцкий был связан с российскими спецслужбами и часто пользовался новейшей техникой для слежки и прослушивания.
В считанные месяцы, получив контроль над криминальным Кузбассом, бандиты перебрались в Москву, где перещеголяли коварством и жестокостью знаменитых "коптевских", "измайловских" и "солнцевских". С конкурентами "ленинские" (так стали называть группировку Лабоцкого в Москве, думая, что бандиты приехали из Ленинска-Кузнецкого) расправлялись беспощадно, а длительным разговорам предпочитали стрельбу, поэтому они вскоре заняли одно из первых мест в столичном преступном бизнесе. Занимались все тем же вымогательством и заказными убийствами. Убийства были поставлены на поток и выполнялись столь быстро и профессионально, что от заказчиков не было отбоя. Киллера потом обычно тоже убивали, чтобы не осталось никаких следов. Конспирацию бандиты соблюдали во всем. Называли друг друга исключительно по кличкам: Бухгалтер, Грязный, Голубь. Меняли квартиры, автомобили, документы, имена. Двое из верховного руководства группировки, Игорь Шкабара и Сергей Гнездич, заключив фиктивные браки, взяли фамилии жен, став, соответственно, Барыбиным и Никоновым.
Возможно, правоохранительные органы не смогли бы обнаружить банду до сих пор, если бы не разгоревшаяся между ее членами междоусобица. Бывшие единомышленники в борьбе за власть перестреляли друг друга. Владимир Лабоцкий и Сергей Гнездич-Никонов погибли, а группировку возглавил Игорь Шкабара-Барыбин. О нем даже сами бандиты говорят с содроганием. По рассказам, это человек с почти патологической жестокостью и такой же жаждой власти. Он лично казнил шестерых членов группировки, которых считал неблагонадежными, причем два из них были убиты на глазах у жены Шкабары и его малолетнего ребенка. Кроме того, доказано, что он принимал участие в организации убийств еще двенадцати человек. Есть сведения, что в 1993 г. Шкабара, который никому и никогда не доверял, собирался выйти из игры и готовил свой отъезд из страны.
К этому времени деятельностью нигде не работающих выходцев из Кузбасса, которые всегда оказывались поблизости от совершения какого-либо преступления, всерьез заинтересовались московские милиционеры. Одновременно в Москве, Кемерове и Новокузнецке были задержаны 28 человек, в том числе и сам легендарный Игорь Шкабара-Барыбин. С самого задержания и до сих пор, несмотря на многочисленные показания свидетелей, он уверяет, что стал жертвой чудовищного оговора, никого из потерпевших и подсудимых не знает и никогда не знал.
Спустя почти пять лет после ареста все бандиты признаны виновными в инкриминируемых им деяниях. Прокурор требовал для пяти из них смертную казнь, но для Шкабары-Барыбина суд ограничился 15 годами тюрьмы. По 14 лет получили его ближайшие сподвижники Сладков и Демидов. Для остальных приговор был куда более мягким - от 3 до 6 лет лишения свободы. Большая часть из них уже отсидели эти сроки во время следствия и судебного разбирательства и поэтому сразу же после оглашения приговора отправились домой. Когда из-за решетки вернется их предводитель Игорь Шкабара-Барыбин, самому старшему из них не исполнится еще и сорока лет. Самое время будет начать под его чутким руководством новую жизнь.
Кемерово