Влияние "Балтики" хорошо заметно и в столице - "переименованная" гостиница "Москва". Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
НЕДОЛГИМ оказалось затишье на поприще заказных убийств в Петербурге. Немного отдохнув, маховик смерти со скрипом двинулся дальше, при этом вернувшись на круги своя, то есть поближе к традиционной криминальной оси - каналу Грибоедова (последние два заказных убийства сместились в сторону Московского проспекта).
Английский проспект, дом 26 находится в двухстах метрах от зловещего канала. Это и есть адрес последнего заказного убийства, случившегося в ночь с 9 на 10 января. Новая жертва - Илья Вайсман, директор по финансам и экономике пивоваренной компании "Балтика". Огромный серый дом постройки конца прошлого века. Если со стороны улицы он и производит впечатление респектабельного, то его двор - гетто для бомжей.
На место директора по финансам в "Балтику" Вайсман пришел с репутацией "человека Чубайса". |
На наш взгляд, неверно утверждать, что киллер был либо новичок, либо профан, поскольку, мол, профессионал никогда не сунется на лестницу, имеющую единственный выход. Напротив, киллер был, судя по всему, человеком расчетливым. Прежде всего, и это вне всяких сомнений, он загодя облюбовал место для "работы". В день убийства он спокойно расположился на подоконнике пятого этажа глухого подъезда (той самой "черной" лестницы), где, кроме бомжей, практически никто не ходит. Что же до последних, то к верхним этажам у полуголодных, изможденных пьянками людей нет никакого интереса, к тому же лестница не дает выхода на чердак. Окно на лестнице выходило аккурат на окно кухни семьи Вайсмана. Убийцу от жертвы отделяли всего два-три метра.
Пивоваренный концерн давно уже принадлежит иностранцам. Фото Бесика Пипии |
Как известно, киллер стрелял без глушителя, что якобы тоже говорит о его непрофессионализме - дескать, мог выдать себя хлопками выстрелов. Это было бы так, если бы не череда новогодних праздников. Всевозможные фейерверки, петарды настолько адаптировали наш слух к резким звукам, что на те четыре выстрела, как показал опрос очевидцев, никто не обратил внимания. Глушитель же - лишняя и довольно громоздкая деталь. А преступник, судя по всему, не собирался традиционно оставлять оружие на месте преступления, значит, ему нужен был облегченный вариант снаряжения. И потом киллеры, видимо, скоро вообще откажутся от роскоши бросать оружие на месте преступления. К чему такие широкие ритуальные жесты, когда и без того они остаются неуязвимыми.
Что же касается самого орудия убийства, то едва ли это был автомат АК-74, патроны от которого (калибр 5,45) использовались для стрельбы. Очевидно, это было какое-то иное, эксклюзивное оружие.
Время убийства тоже выбрано не случайно. С 22 до 24 часов на улицах всегда возникает некое затишье. Оживление обычно отмечается после нуля часов: люди возвращаются домой, прогуливаются перед сном, выгуливают собак.
Наблюдая за квартирой Вайсмана несколько дней, преступник, очевидно, подметил, что хозяин выходит перед сном на кухню (выпить воды или чая, принять лекарство) и случается это почти в одно и то же время - около полуночи. Но самое большое везение для киллера и драма для семьи Вайсмана в том, что накануне трагедии на кухне были сняты шторы в преддверии ремонта. Вся кухня просматривалась до мельчайших деталей. Первым же выстрелом киллер легко попал в сердце своей жертвы. Вайсман скончался на месте. Получился и контрольный выстрел - второе ранение было в голову.
Что до версий убийства, то их, по всей видимости, следует искать в профессиональной деятельности Вайсмана, хотя интересна и его "добалтийская" биография. Илья Вайсман родился в 1963 г. в Гомеле. В 1990 г. окончил Ленинградский инженерно-экономический институт имени Пальмиро Тольятти. Работать начал в Комитете по экономической реформе Ленгорисполкома, куда пригласил его Анатолий Чубайс, будучи первым заместителем председателя исполкома Ленсовета. Затем Илья Вайсман работал в Международном центре социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", первым президентом которого был Анатолий Чубайс. Около двух лет трудился в Санкт-Петербургском фонде имущества. С 1994 г. - директор по финансам и экономике ОАО "Пивоваренная компания "Балтика". На работе характеризовался как опытный специалист, ответственный и очень осторожный человек. Охранными услугами не пользовался, говорил: "Мне нечего бояться". Жена Ирина в последнее время не работала, занималась воспитанием дочери Марины 1994 года рождения.
"Балтика" не имеет долгов ни перед бюджетом, ни перед банками по взятым кредитам. Финансовый директор самостоятельно не принимал принципиальных решений. Все распоряжения Ильи Вайсмана вступали в силу только после соответствующих решений совета директоров ОАО и генерального директора Таймураза Боллоева. Пивной бум в России вывел "Балтику" в промышленные лидеры, точнее, гиганты. За минувшее время капитальные вложения в предприятие составили более 100 млн. долл. В результате постоянных инвестиций "Балтика" увеличила объемы производства пива с 27 млн. литров в 1991 г. до 360 млн. в 1999 г. Во втором квартале 2000 г. в северной столице вступит в строй солодовенный завод, возводимый совместно с французской группой компаний "Суффле". Предприятие будет обеспечивать около 40% потребности России в товарном солоде.
В прошлом году доля "Балтики" составила около 15% всего производства пива в России. Однако в самом Петербурге "Балтику" выпивают меньше (29,5%), чем продукцию пивоваренного завода "Степан Разин" (37,5%).
Огромные валютные и финансовые потоки не могли не привлечь внимания криминальных структур, но прошло то время, когда тамбовцы, казанцы или еще кто-то "тупо бодались" за какое-либо конкретное предприятие. Представители криминалитета давно имплантированы в большой бизнес, они заняли свои ниши, приобрели определенное положение в обществе, а передел собственности носит характер цивилизованного раздела сфер влияния. Криминальные тусовки по "понятиям" - уже анахронизм, нынче на сходки едут с адвокатами, юристами, а не с автоматами.
Пиво "Балтики", как известно, "расплылось" по железнодорожным артериям страны, а это еще большие финансовые потоки. Все эти рычаги были в руках одного человека - Ильи Вайсмана. Как главный экономист и финансист он держал в своем портфеле все заказы, квоты, договоры, инвестиционные проекты. Кстати, после посещения "Балтики" представителями Еврокомиссии предприятие имело хорошие шансы на большие инвестиции, а это колоссальные деньги.
Нельзя забывать и о внутренней конкуренции, о выхлестах теневой экономики┘ Как известно, "Балтика" очень мощно вломилась в Сибирь, в частности в Омск. Но омское пиво также на небывалом подъеме, значит, здесь могли возникнуть региональные распри за рынки сбыта.
Санкт-Петербург