Регулярно большие партии куриного мяса, произведенного тульскими птицеводами, отправляются
в Москву. Фото автора |
В Тульской области десять крупных специализированных хозяйств занимаются птицеводством. Последние два года некоторые из них вызывают жгучий интерес у потенциальных российских и зарубежных инвесторов, просчитавших выгоду от вложения капитала в птицеводство. Понять их можно. Если для восстановления поголовья крупного рогатого скота требуется 10-15 лет, то птицеводству для этого понадобится всего 1,5-2 года. После этого начинается непрерывная и очень быстрая оборачиваемость вкладываемых денег. Но при одном условии. Государством не должна управлять кухарка, а птицефабрикой - рвач и невежда.
ЦЫПЛЕНОК ТОЖЕ ХОЧЕТ ЖИТЬ...
В Тульской области с 1965 г. функционировала строгая система племенных и товарных хозяйств, неотделимая от союзной птицеводческой отрасли, позволявшая ежегодно производить 565 млн. яиц и 30 тыс. тонн мяса птицы. Своего расцвета она достигла в 1989 г., когда "подушевая" физиологическая норма туляков по производству куриного мяса была перекрыта в четыре раза. На этом время рекордов закончилось. В агропромышленном комплексе наступил глубокий кризис. Наибольший вред птицеводству нанесло последнее реформирование, в результате которого была потеряна прямая связь птицефабрик с комбикормовыми заводами и предприятиями торговли. Теперь каждый соблюдал собственный интерес. Для "Рассвета", самой крупной губернской птицефабрики, подобные преобразования имели трагические последствия.
"Рассвет", введенный в эксплуатацию 17 лет назад, когда-то производил каждый третий килограмм мяса области (из всех видов). Бройлерная птицефабрика, каких в Союзе насчитывалось не более десятка, считалась образцово-показательной и обеспечивала не только работой, но и жильем две тысячи семей. После акционирования предприятия исчезли государственные дотации, а с ними - корма, взлетевшие в цене, дорогостоящие импортные добавки, ветеринарные препараты и витамины. Полуголодное цыплячье стадо, пораженное инфекционными заболеваниями, убавилось наполовину. Здоровая птица и оставшееся оборудование усердно разворовывались акционерами. В 1996-м - самом кризисном году - птицефабрику возглавил новый директор. Алексей Новиков имел репутацию жесткого хозяина и солидный стаж в птицеводстве.
Но его методы наведения порядка понравились не всем. После объявления трехмесячного карантина - для полной дезинфекции и уборки помещений - с предприятия стали уходить специалисты. Нерадивых и воров Новиков уволил лично, а позже провел широкомасштабное сокращение. "Рассвет" приобрел качественное племенное стадо и уже через два года перестал думать о возможном закате. Здесь появился собственный инкубатор, маточное производство, молочное стадо, коптильня и колбасный цех. Современные разделочные линии расширили ассортимент выпускаемой продукции до двадцати с лишним наименований. Среднесуточные привесы бройлеров увеличились втрое. Но с ростом благосостояния птицефабрика┘ увеличивала свои долги.
Дело в том, что 70% производственных затрат приходилось на корма. Цены на них росли в три раза быстрее закупочных цен на мясо птицы и яйца. Комбикормовые заводы отказывались отпускать товар в кредит. Из-за финансовых сложностей "Рассвет" был вынужден отказаться от 2000 гектаров сельскохозяйственных угодий, предназначенных для выращивания зерновых. Губернские власти не смогли выплатить предприятию дотацию - компенсацию за корма. Губернатор Василий Стародубцев пытался хоть как-то помочь птицеводам: искал инвесторов, предлагал столичному мэру сотрудничество в области птицеводства. На "Рассвет" стали все чаще наведываться потенциальные покупатели, в том числе иностранные. Бельгийцы, голландцы, немцы, финны дотошно осматривали помещения птицефабрики, знакомились с документацией и... уезжали. Узнав про отсутствие оборотных средств, про цены на газ и электроэнергию, про двадцати-
двухпроцентный НДС и массу других косвенных налогов (все налоги западных птицеводов составляют 6%), гости теряли интерес к сделке.
Тем временем птицефабрика вплотную подошла к банкротству. Тогда и появились здесь представители подмосковной фирмы.
ПАРТНЕРСТВО ПО-РУССКИ
ОАО "АТО ОГО", зарегистрированное в подмосковном Троицке, предложило свои услуги по обеспечению птицефабрики "Рассвет" качественными кормами - без предоплаты и с предоставлением длительного кредита. Надо отметить, что москвичи (все учредители фирмы - жители столицы) корма не производили. Основной вид деятельности - "оптовая и розничная торговля всеми видами сельхозпродукции, нефтью, газом и химическими веществами". Зато "ОГО" имела прямой договор с Горбачевским комбикормовым заводом, откуда стали бесперебойно поступать корма на "Рассвет". Всего за несколько месяцев на фабрике почти втрое увеличилось количество произведенного куриного мяса. А еще через некоторое время руководство птицефабрики обнаружило, что задолжало "благодетелям" огромную сумму, увеличивающуюся с каждым днем за счет штрафов. Москвичи приобретали корма по низкой оптовой цене, накручивали проценты и все сильнее затягивали долговую удавку. Когда задолженность превысила 1,5 млн. долл., "ОГО" предложила новый вариант сотрудничества. Заключался он в следующем. Москвичи сворачивают свою деятельность на "Рассвете". Все долги остаются за птицефабрикой. Ответственность за них "Рассвет" несет перед другой фирмой - "Заря". В учредителях этой новой структуры значатся несколько "физических лиц" из Москвы, п/ф "Рассвет" и администрация Ленинского района, на территории которого находится птицефабрика. В счет долга "Заря" становится арендатором 17 птичников. С начала лета здесь произведено 1800 тонн куриного мяса. До тульских магазинов ничего не дошло - все отправлено в Москву. В следующие четыре месяца столичные торговцы вернули более 80 тонн уже испорченного продукта - 20 тонн протухшего мяса пришлось зарыть в землю.
Тем временем "Заря" забирает у "Рассвета" часть имущества и превращается в собственника инкубатора, четырех птичников и убойного цеха. Теперь ушлые москвичи имели все рычаги давления на коллектив птицефабрики - владельца контрольного пакета акций. Вместо инвестиций "Рассвет" получил новые убытки, долги, задержки зарплаты, остановку производства и реализации продукции. Близкий к гибели "Рассвет" продолжал поиски инвесторов-партнеров. И нашел их в Курске.
КУРСКАЯ МОДЕЛЬ
Курская фирма "Агрохолдинг" родилась восемь лет назад. Основателю "Агрохолдинга" Александру Четверикову 27(!) лет. С четырнадцати лет этот сельский парень профессионально занимается математическим моделированием. Свою карьеру начал с мелкооптовой торговли сахаром, но в отличие от большинства коллег-коммерсантов прибыль вкладывал не в строительство особняков, а в расширение дела. Ему удалось выстроить грамотную экономико-математическую модель управления интегрированным производством. "Агрохолдинг" сейчас - это большая группа взаимосвязанных предприятий, объединенных единой технологической цепочкой, вне которой они не могут существовать. Основная особенность модели управления Четверикова - абсолютно точный подбор команды.
Первым серьезным шагом "Агрохолдинга" в крупный бизнес стали поставки кормового сырья для комбикормовой промышленности. Сегодня фирма владеет тремя технологически совершенными комбикормовыми заводами и выпускает 500 тысяч тонн кормов в год. Продавая корма и гарантируя наиболее высокий привес, "Агрохолдинг" всегда консультирует покупателей. Куряне первыми в России научились производить отечественные кормовые концентраты и вытеснили с российского рынка импортные фирмы.
"Агрохолдинг" постепенно переходил к интегрированию производственного процесса и сделал птицеводство своей ведущей отраслью. Сначала приобрел полуразрушенную Краснополянскую птицефабрику, имевшую многомиллионный долг перед бюджетом и поставщиками. Первым делом сюда привлекли высококлассных специалистов для создания инвестиционного проекта и обучили своих людей в Голландии. Через 2,5 года фабрика была возрождена. Предприятие дает 60% поступлений в бюджет района.
Теперь "Агрохолдинг" - владелец нескольких птицефабрик, свинокомплексов, комбикормовых заводов, элеваторов, мельниц, мясокомбинатов, перерабатывающих предприятий, возрожденных из руин. Даже собственные морские суда для перевозок имеются.
После покупки контрольного пакета акций тульской птицефабрики куряне столкнулись с мощным противодействием "Зари", распространившей в поселке птицеводов листовку с заголовком "Невиданный грабеж". Москвичи и администрация района стращали народ по полной программе. Мол, от добра добра не ищут. Кстати, специалисты "Агрохолдинга" не могут найти "Зарю" для разрешения имущественных вопросов. Есть юридический адрес, но нет людей. А время идет. Вот тут бы вмешаться областному департаменту по АПК и продовольствию. Там существует специальный отдел - АО "Тулаптицепром", где пять лет назад были разработаны основные направления развития птицеводства. Уже тогда специалисты предлагали объединить в единую технологическую цепь производителей зерна, птицефабрики, биохимический и комбикормовый заводы, банк и предприятия торговли. Отсутствие финансирования и незаинтересованность властей оставили замысел на бумаге. Курскому "Агрохолдингу" удалось превратить мечту в реальность и стать для "Рассвета" единственной надеждой избежать заката.
Тула