ДЛИННАЯ, зеленая, пахнет..." - "Колбасой!" Так немедля ответят на эту загадку граждане бывшего Союза среднего и пожилого возраста. Вместе с пионерскими галстуками, ленинскими субботниками, очередями за водкой все хорошо помнят "продуктовые" электрички из Москвы. Однако время и происшедшие социальные катаклизмы сместили акценты. Сегодня в тверском регионе среди граждан молодого и младшего возраста популярна новая загадка: "Длинная, зеленая, пахнет..." - "Анашой!"
Действительно, за последние несколько лет райцентр Кимры Тверской области из города обувщиков превратился в одно из крупнейших мест торговли и потребления наркотиков. Центр наркоторговли находится в цыганском поселке, расположенном рядом с железнодорожным вокзалом. Цыгане появились в Кимрах в начале 90-х годов. Традиционный период гадания и конокрадства длился недолго, настоящий бизнес начался с производства ацетилированного опия. Этот примитивный наркотик - "ширево" - продавался в розлив. Банку с готовой жидкостью выставляли на подоконник, любой желающий мог набрать из нее наркотик своим шприцем, разумеется, за соответствующую плату.
Недостаток местного сырья, распространение СПИДа заставили кимрских дельцов отказаться от ацетилированного опия. Сегодня самыми ходовыми товарами стали анаша и героин. Цены на них гораздо ниже столичных. По оценкам специалистов, в Кимры прибывает каждый день до 500 человек из Москвы и Московской области. На Савеловском вокзале можно увидеть лица почти всех национальностей бывшего Союза, попадаются арабы и даже негры. Наркоманы ближайших городов - Дубны и Конакова - потребляют исключительно кимрские наркотики. Основные источники их поступления - страны Средней Азии. Недавно силами тверских спецслужб была разоблачена группа лиц, перевозящих героин из Таджикистана. Способ переправки оказался достаточно традиционным: в желудке наркокурьера было несколько десятков капсул с наркотиком.
Распространение наркотиков стало бедствием для кимряков. По некоторым оценкам, число наркоманов в городе превысило 6% общего числа жителей (всего в городе проживают около 50 тыс. человек). Среди них официально зарегистрированы 102 ВИЧ-инфицированных, но медики считают, что эта цифра не отражает реального положения дел. Предполагается, что в Кимрах заражены ВИЧ-инфекцией несколько тысяч человек. Медицинские же учреждения посещают лишь 36 больных СПИДом.
Наиболее распространенный конец жизни кимрского наркомана - передозировка героина. Каждую неделю происходит несколько подобных случаев. Впрочем, смерть очередного наркомана, как правило, не вызывает особого резонанса. В городе нет наркологического кабинета, а о приглашении в Кимры врача-нарколога речь идет уже несколько лет.
Единственной организацией, пытающейся бороться с катастрофическим распространением наркомании, стало региональное Движение "Родители против наркомании". Его возглавляет депутат областного Законодательного собрания Наталья Алябышева. Еще совсем недавно она была видным деятелем коммунистической оппозиции, но была исключена из партии "за коллаборационизм". Поводом послужило ее сотрудничество с "Союзом народовластия и труда" генерала Николаева.
Наталья Алябышева смогла направить зреющий народный протест против наркомании в организованное русло. Недавно в Кимрах состоялась акция "Защитим детей от наркотиков". Во время митинга больше всего досталось местным властям. Кимрский прокурор Борис Соловьев попытался успокоить собравшихся, заявив, что в этом году арестовано несколько десятков человек, имеющих отношение к наркоторговле. Протестующие потребовали полного выселения цыган. Соловьеву пришлось посетовать на отсутствие соответствующего закона.
Во время акции протеста были и представители Русского Национального Единства. Этим летом они предложили кимрскому мэру Леониду Кушнареву создать специальные патрули, ограждающие цыганский табор от жителей города. Мэр предусмотрительно игнорировал эту инициативу.
Между тем ситуация в Кимрах да и во всем тверском регионе ухудшается. Наркомания и СПИД затронули не только молодежь. Еще свежа память о похождениях ВИЧ-инфицированной тверской проститутки Марины Семаковой. Она "обслуживала" приезжающих звезд эстрады, представителей президентской охраны, а также чиновников тверской областной администрации. Кто из них заразился, пока неизвестно.
Тверь