МОСКОВСКАЯ железная дорога пролегает по центральным областям России - Брянской, Курской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской и, конечно, Московской. Какой быть дороге на рубеже веков, что оставить в прошлом, а что взять с собой в будущее? Об этом мы беседуем с начальником Московской железной дороги Геннадием Матвеевичем Фадеевым.
- Геннадий Матвеевич, у вас за плечами колоссальный опыт практической работы на сложнейших участках железных дорог России. Что сделано за полгода вашим руководством на Московской железной дороге, для того чтобы и железнодорожники, и пользователи ваших услуг почувствовали, что такое столичная магистраль?
- Работать на Московской железной дороге действительно и большая честь, и большая ответственность. Столица принимает в день миллионы пассажиров, только за 11 месяцев нынешнего года было перевезено более 489,2 млн. пассажиров в пригородном сообщении и более 39,9 млн. пассажиров в поездах дальнего следования, что почти на 10% выше уровня прошлого года. Причем, начиная с летних месяцев и до сих пор идет постоянный прирост пассажирских перевозок, для обеспечения которых и назначаем дополнительные поезда, и увеличиваем скорость движения, и, что самое главное, вводим новые технологии. Я отлично понимаю, что человек, приезжающий в Москву поездом, начинает знакомство со столицей от дверей вагона, от встречи с проводником, от тех условий, в которых он едет. Девять московских вокзалов тоже являются визитной карточкой столицы, ведь первые впечатления очень важны, встречают, как говорится, по одежке. За последние годы вокзалы приведены в порядок, расширены услуги для пассажира, но вопросов еще остается очень много.
Московская железная дорога - это и визитная карточка пригородных перевозок. И что греха таить, они оставляют желать лучшего. Маркетинговые исследования показали, что мы стали терять платежеспособного пассажира, который частью ушел на автомобильные и автобусные перевозки. Вернуть пассажира можно только в том случае, если создать ему более комфортабельные и выгодные условия проезда, что и было сделано. Впервые на сети железных дорог России было организовано движение скоростных электропоездов повышенной комфортности "Экспресс", которые сегодня курсируют до Тулы, Рязани, Владимира, Орла, Калуги, Ярославля. Электропоезда "Экспресс" - белые лайнеры, иначе их не назовешь, выпускает наш отечественный Демиховский машиностроительный завод, что расположен в Орехово-Зуевском районе Московской области и который, кстати, набрал свою мощь в рамках государственной программы развития отечественного вагоностроения. Авторитетно скажу, можем делать электропоезда на уровне лучших мировых образцов. Пассажиры говорят, в такую электричку войдешь - человеком себя чувствуешь. Вагоны 1-го и 2-го класса оборудованы двухместными мягкими креслами, столиками, работает буфет, видеосистема, функционирует биотуалет, каждый вагон обслуживается проводниками. И, конечно, самое главное, скорость электрички, сокращение времени в пути. Для примера скажу, до Тулы обычная электричка идет 3 часа 44 минуты, а "Экспресс" - 2 часа 33 минуты! А стоимость проезда до Калуги, например, в вагоне 1-го класса стоит 44 рубля, 2-го - 39 рублей, а 3-го - 31 рубль, что даже ниже стоимости проезда в автобусе.
- Геннадий Матвеевич, как сказывается внедрение новых технологий на тарифной политике дороги, которая является ключом решения и производственных, и социальных вопросов?
- Без источника дохода, действительно, дальше слов дело не пойдет. А наш главный источник дохода - от перевозок грузов и пассажиров, поэтому должно быть соответствие и уровня тарифов, и уровня обслуживания, пассажир готов платить только за качественные услуги. Не так давно мы ввели автоматизированную систему контроля пропуска пассажиров к поездам на основе смарт-карт. Введение этой технологии показало высокую эффективность на Киевском вокзале столицы. Рост выручки увеличился в 2,1 раза, затраченные средства окупаются за 4-5 месяцев, и потом идет только прирост выручки, ведь сегодня на Киевском вокзале без билета к электропоездам не пройти. К летним пассажирским перевозкам такая система будет установлена на всех вокзалах Москвы и остановочных пунктах массовой посадки. Мы предусматриваем в 2000 году реализацию проекта по внедрению скоростных и комфортабельных пригородных поездов, думаем и о новой технологии перевозки в ближнем Подмосковье, в том числе и двухэтажными вагонами. Постоянно идет работа по увеличению маршрутной скорости, предусматриваем ежегодно закупать 15 электропоездов. На Московской дороге предусматривается создание современных технологий подготовки в рейс пассажирских и пригородных поездов, уже к 2000 году будет завершено сооружение крупнейшего ремонтно-экипировочного депо на Киевском вокзале.
Необходимо повышать сервис для пассажира - это и приносит доход, и увеличивает перевозки. Отдельный разговор о льготных категориях пассажиров. В настоящее время 165 категорий граждан имеют льготный проезд, а в пригородном сообщении имеют льготы 103 категории граждан, из них 62 - на бесплатный проезд и 41 - с 50-процентной скидкой. Сами посудите, как можно вести хозяйство в такой ситуации, и отказать нельзя, и бесплатно возить больше, как говорится, мочи нет.
- Скоро Новый год. Вам есть чем порадовать пассажиров в этот праздник?
- Конечно. Во-первых, предусмотрены скидки для пассажиров в период праздников. Во-вторых, практически завершено составление особого графика движения поездов, который будет действовать в новогодние праздники. Его цель - обеспечить бесперебойное сообщение в новогоднюю ночь и последующие, самые продолжительные в году выходные. Будет добавлено несколько десятков составов, а в электропоезда, находящиеся на линии, вцепят дополнительные вагоны. Таким образом, новый 2000 год все встретят дома, и ни один пассажир не останется на вокзале из-за сбежавшей последней электрички. Исключение составят лишь те, кто волею судьбы отправится на поезде в дальние края (Иркутск, Новосибирск, Владивосток и т.д.) Пассажирам дальних поездов придется встречать новый век на колесах. Впрочем, судя по количеству проданных билетов на новогодние рейсы, многие это находят очень романтичным, и Московская железная дорога постарается, чтобы эта романтика не растаяла, как рождественский сон. Кроме этого в период с 23 по 31 декабря в расписание будет дополнительно добавлено 54 поезда дальнего сообщения. Они пойдут со всех вокзалов во все наиболее популярные у пассажиров направления.
- Геннадий Матвеевич, основой любого предприятия являются люди, железнодорожники - это золотой фонд не только дороги, но и всего трудового потенциала России. Что вы делаете для сохранения и приумножения этого потенциала, любит ли молодежь эту профессию или у нас все в скором времени будут только бизнесом заниматься?
- Уверен, наша профессия в следующем веке будет еще престижней и привлечет в свои ряды умную, думающую молодежь. Во все наши вузы, в Московский университет путей сообщения (МИИТ) конкурсы от года в год все растут, выпускники получают работу на современных технологически оснащенных производствах.
На Московской дороге разработана длительная стратегия повышения реальной заработной платы, обеспечения долгосрочной гарантии занятости, надлежащего уровня медицинского обслуживания и жилищного обеспечения.
Столице - столичную магистраль, это принцип нашей работы, высокая планка, на которую мы равняемся.