НЫНЕШНЯЯ российская экономика живет по криминальным законам. И уже сложно провести границу между предпринимателем, прибегающим к нарушению закона, и преступником, занимающимся предпринимательством. Предприниматели, поднявшиеся на криминальном бизнесе, деньги, естественно, считать умеют. Исходя из несложного расчета, они заключили, что сегодня гораздо дешевле лоббировать собственные интересы, чем вкладывать деньги в производство. А следующая после подкупа чиновников стадия развития криминального бизнеса - самим стать властью.
Власть, как известно, приносит не просто деньги, а большие деньги. Большая власть дает деньги огромные. Средства в России, как правило, собираются сейчас по одному проверенному сценарию - за счет увода части прибыли с частных или государственных предприятий (различие в формах собственности принципиального значения здесь не имеет). Классический пример - деятельность Анатолия Быкова, председателя совета директоров Красноярского алюминиевого завода. Сейчас он под арестом в Венгрии, обвиняется в организации заказных убийств и отмывании денег, полученных незаконным путем. Но прежде чем уголовные дела, касающиеся Быкова, были возбуждены, он успел достаточно заработать.
Схема, по которой у Ачинского глиноземного комбината (главного поставщика глинозема для КрАЗа) люди Быкова "уводили" половину заработанного, давала до 10 млн. долл. в месяц. Заработанные деньги "вкладывались" в том числе и в такие прибыльные вещи, как подкуп госчиновников, депутатов, работников судебной системы.
Попытался Быков стать и кандидатом в депутаты Госдумы сначала от ЛДПР, а потом по одному из красноярских округов, но не сумел преодолеть барьер избиркомов. Не исключено, что свою роль здесь сыграли и многочисленные обращения граждан, трудовых коллективов и общественных организаций к губернатору края Лебедю, руководителю Службы по делам о несостоятельности Талю, председателю Высшего арбитражного суда Яковлеву с жалобами на незаконные действия ставленника Быкова - бывшего внешнего управляющего Ачинского комбината Насырова, который за год своей деятельности фактически разорил прибыльное предприятие. Однако, даже находясь в розыске, Быков вместе со своими партнерами продолжал контролировать ведущие металлургические предприятия России, включая КрАЗ и в какой-то степени - Ачинский глиноземный комбинат. Переплетение политических, экономических и криминальных интересов через структуры Быкова стало уже почти хрестоматийным. Похожую картину, к сожалению, можно увидеть и в других регионах страны, в том числе и на Урале.
Известный уральский предприниматель Антон Баков, поставивший под свой контроль ряд крупных предприятий Свердловской области, включая Серовский метзавод, давно уже пользуется в области репутацией человека, "авторитетного" во всех отношениях. И, как многие "авторитеты", он стремится к власти. Самый знаменитый проект Бакова - общественно-политическое движение "Май", официальный лидер которого всерьез соперничал недавно на губернаторских выборах с самим Эдуардом Росселем. Но интересы Бакова не ограничиваются пределами родной области. Сейчас "Май" участвует в выборах в Госдуму, а еще недавно сам Баков пытался пройти в органы власти Курганской области, а позже - и Ханты-Мансийского автономного округа.
Внимания Бакова не избежала и Челябинская область. К примеру, Златоустовский металлургический завод с каждым днем становится все более зависимым от империи Бакова. Областные власти явно не замечают далеко идущих планов приобретения завода со стороны свердловских дельцов. Может быть, это происходит потому, что люди Бакова наладили тесные контакты с одним из наиболее влиятельных людей области и добились практически неограниченного влияния на него. Полностью под их контролем оказался и внешний управляющий ЗМЗ Юрий Кожевников. Если описывать процесс захвата российских предприятий криминалитетом коротко, то все происходит примерно так...
Сначала подкупаются (в той или иной форме) нужные лица в административных органах власти, потом в руководство компании вводятся "свои" люди (неважно, бритоголовые или прилично одетые). И уже после этого захватчики приступают к сладкому - откусывать с предприятия прибыль и высасывать оборотные средства. При этом в большинстве случаев обескровить предприятие бандитам удается до того, как процесс привлечет внимание правоохранительных органов и власти. Кстати, по словам прокурора Челябинской области Брагина, несмотря на решительные действия правоохранительных структур, криминальные круги продолжают считать Златоустовский металлургический завод зоной своих интересов. Еще более категорично мнение депутата Госдумы Валерия Гартунга. По его оценке, действия преступных группировок оказываются настолько эффективными потому, что пользуются молчаливым согласием, а порой и прямой поддержкой заинтересованных чиновников высокого ранга.
Темпы так называемого "передела собственности" сейчас форсируются выборами. И парламентские, и губернаторские, и особенно президентские выборы заставляют полукриминальных дельцов умножать силы для закрепления своих позиций. Но могли бы они действовать так успешно, если бы им не помогали разные очень заинтересованные люди, призванные заботиться об интересах государства?
Красноярск